Ребенок не понимает обращенную речь: задержка речевого развития или аутизм

Содержание

Отличия ЗПРР и алалии от аутизма | Развитие речи | Внеклассный час

Ребенок не понимает обращенную речь: задержка речевого развития или аутизм

Отличия ЗПРР и алалии от аутизма весьма существенны в части, касающейся развития речи. Все три диагноза ставятся детям в возрасте до 5-х лет и считаются самыми распространенными при грубой задержке речевого развития.

Сперва уточним, что все три диагноза имеют непосредственное отношение к грубой задержке речи (когда ребенок не заговорил после 3-х лет). А значит все детки этой категории так или иначе имеют трудности с пониманием речи, с коммуникациями, с эмоциями и жестами.

Т.е. задержка речи — ведущий симптом в постановке этих диагнозов. Но задержка бывает разной и речь развивается у деток, с вышеназванными диагнозами, тоже по разному. В нашей статье мы выделим некоторые отличия в развитии речи у ребят с ЗПРР, алалией и аутизмом.

Развитие речи у детей с алалией или с ЗПРР

Речь у детей с алалией или с ЗПРР развивается неполноценно. При этом может полностью или частично отсутствовать понимание обращенной речи при сохранном слухе.

 Однако, эта категория детей всегда испытывает потребность в общении и всячески эту потребность демонстрирует мимикой, жестами, звукоподражанием.

Они стремятся к общению как со взрослыми, так и с ровесниками и испытывают удовольствие от общения.

Если у детей присутствовал лепет, то со временем словарный запас изрядно пополняется. У детей с алалией или с ЗПРР очень редко наблюдается эхолалия и всегда отсутствует вокализация.

 У детей как правило наблюдается общее недоразвитие речи, т.е. страдают все три компонента (фонетическая, лексическая и грамматическая сторона речи).

Если ребенок начинает успешно развиваться, то постепенно осваивает все компоненты.

После запуска речи дети с алалией и ЗПРР охотно пользуются своей речью, хорошо регулируют тональность, интонацию и тембр, а также иные звукомелодические характеристики. Дети, по началу, в своей речи часто коверкают слова до неузнаваемости, проглатывают буквы или целые слоги. Например, «Ня куать тюпь» (Я хочу кушать суп).

Развитие речи как бы запаздывает на 2-3 года. Т.е. в 5 лет ребенок может говорить «малышковым языком». Однако, при должной и своевременной коррекции речь полностью восстанавливается. Звуки ставятся с помощью логопедической помощи. 

При этом, когда речь уже восстановлена, ребенок правильно использует местоимения (я, мы, ты, он, она, оно) и окончания глаголов и других частей речи, понимает и правильно использует рода имен существительных. У детей с алалией или с ЗПРР присутствует период «почемучки», когда ребенок после запуска речи усиленно расспрашивает взрослого обо всем на свете.

Развитие речи у детей с аутизмом

Речь у детей с аутизмом, как правило развивается в пределах нормы или с небольшой задержкой до 1,5 лет. После чего происходит регресс и все речевые навыки утрачиваются.

К общению ребенок с аутизмом не стремится, мимику и жесты не использует, при этом, как правило, обращенную речь понимает. Вместо речи ребенок с аутизмом использует эхолалию или вокализацию.

Когда речь запущена, ребенок ею пользуется неохотно. Лепета, как правило, нет и от полного молчания ребенок, в течении короткого времени, переходит к словам и предложениям.

Речь полна аграмматизмов, неправильно употребляются местоимения, окончания, падежи.

Однако, слова многими детьми с аутизмом произносятся верно, без коверканья, порой могут пропускаться буквы (например, тапы вместо тапки). 

Традиционная логопедическая помощь может отрицательно сказаться на психическом развитии ребенка с аутизмом. У таких деток накопление опыта речевого общения приводит к тому, что ранее неправильные звуки «ставятся сами».

Например, мой сын может сказать: «Играй со своим левом (а не львом)» или может спросить у меня: «Ты уже поел?». Дети с аутизмом испытывают огромные трудности с мужским, женским и средним родом имени существительного, с личными местоимениями и с окончаниями глаголов. Например, когда сын только начал говорить он использовал фразу «Моя дома есть» (У меня дома есть).

Эта особенность у многих сохраняется и во взрослом возрасте, несмотря на непрерывную коррекцию в детстве. Примечательно, что при изучении иностранных языков проблем с окончаниями и родами существительных, как правило, нет (во всяком случае у моего сына при изучении английского языка таких проблем нет). Часто придумывают неологизмы — новообразованные слова или предложения.

В незнакомой обстановке использование речи вызывает большие затруднения и ребенок попросту предпочитает молчать, даже если его речь очень даже неплоха, с точки зрения произношения.

Например, когда мы приходим на прием к незнакомому ранее доктору, сын просто молчит, хотя сейчас его речь вполне понятна не только членам семьи.

Если доктор обращается к сыну, то ребенок начинает запинаться, мяться с ноги на ногу и, в итоге, может выдавить пару слов, а потом тишина.

Только после того, как сын привыкает к новому человеку он может разговориться. Причем дома трещит без остановки.

Ко всему прочему ребенок с аутизмом не может контролировать тональность своей речи и часто говорит слишком громко, звонко или наоборот медленно и тихо. В речи преобладают шаблонные фразы, не несущие за собой смысловой нагрузки.

Например у моего сына шаблонная фраза — «Тук-тук, кто там». Причем когда ребенок произносит эту фразу она вовсе не несет в себе тот смысл, который должна нести. Эта фраза вообще может означать, что угодно от «Я устал» до «Мне скучно».

Ко всему прочему сын может сказать эту фразу совершенно ни к месту или не во время. Допустим, мы стоим в очереди в магазине и сын ни с того, ни с сего произносит фразу «Тук-тук, кто там», обращаясь в никуда.

Через некоторое время выясняется, что ребенок устал стоять в очереди и предупредил меня этой фразой. Поди догадайся, что он имеет в виду на этот раз.

У детей с аутизмом отсутствует поименное обращение к другим людям. Они вообще по поводу имен не парятся.

Например, когда мы ездили на море, мой сын ходил каждый день вечерами в беседку, где играл на протяжении двух недель в Майнкрафт по сети с двумя мальчиками. Когда отпуск закончился и мы приехали домой, я спросила у сына как же звали этих мальчиков, на что сын ответил, что не знает, не помнит.

В целом, дети с аутизмом речью пользуются крайне неохотно, но если и вступают в диалог, то вскоре этот диалог превращается в монолог о вещах, которые интересны этому ребенку. Об интересах собеседника ребенок с аутизмом не слишком волнуется и в ответах собеседника, как правило, не очень-то и нуждается.

Источник: https://vneklas-chas.ru/otlichiya-zprr-i-alalii-ot-autizma/

Методика развития речи у неговорящих детей

Ребенок не понимает обращенную речь: задержка речевого развития или аутизм

Большинство родителей внимательно относятся к тому, как их ребенок разговаривает. Если малыш начинает рано разговаривать, при этом слова произносит чисто и внятно, это является гордостью и радостью для родителей. Это неудивительно, так как своевременное речевое развитие является гарантией того, что интеллект малыша развивается в соответствии с нормами.

А вот задержка речи, наоборот, вызывает беспокойство и относительную озабоченность. Это оправдано, так как нарушения эффективно исправляются только в возрасте от 2,5 до 7 лет. В старшем возрасте устранить проблему будет практически невозможно.

Задержка речевого развития

Задержка развития речи ребенка: первые признаки, тревожные симптомы

Ежегодно количество детей с задержкой речевого развития увеличивается. Если ребенок не понимает обращенную речь, то это является поводом для посещения специалиста. При выявлении нарушений сроков появления речи, скудного словарного запаса, дефектов произношения, в результате которых страдает образование звуков, и грамматическое оформление речи, ставится диагноз ЗРР.

Признаки ЗРР

Первые проявления задержки речи у ребенка могут проявляться еще в младенчестве. Они характеризуются тем, что малыш не начинает проявлять эмоциональных реакций в 4-месячном возрасте. Следующим тревожным симптомом считается отсутствие первых слов. Если малыш с 9-месячного возраста не пытается произносить элементарные слова, то это является признаком ЗРР.

Симптомы ЗРР

В возрасте 18 месяцев настораживающим сигналом считаются трудности с пережевыванием пищи. В двухлетнем возрасте чаще всего признаки отклонения стертые. Но при этом обязательно надо обратить внимание на развитие малыша, если его речь значительно выделяется по сравнению со сверстниками.

На заметку! Основными признаками ЗРР в двухлетнем возрасте считается отсутствие первых слов или использование малого количества слов без увеличения их численности.

Основным симптомом, свидетельствующим о проблемах с речевым развитием в 3 года, является неумение выстраивать простые предложения, состоящие из нескольких и более слов. Также об отклонениях могут говорить следующие признаки:

  • появление сложностей с пониманием элементарных просьб и указаний;
  • затруднения с пониманием небольших литературных произведений;
  • непонимание детской речи;
  • неразборчивость произношения и сочетания звуков;
  • плохое выговаривание окончаний слов;
  • нарушение речевых темпов.

Кроме перечисленных выше признаков, свидетельствовать о проблемах речевого развития может неумение выражать собственные мысли простыми предложениями.

К четырем годам дети с симптомами ЗРР значительно отличаются от своих сверстников, а признаки, свидетельствующие о развитии отставаний, становятся комплексными:

  • заметны нарушения в звуковой стороне речи;
  • во время разговора ребенок использует небольшое количество слов;
  • используются одни и те же слова и сочетания;
  • заметны трудности в построении связного высказывания;
  • наблюдается неумение образовывать грамматические формы.

Дополнительная информация! Чаще всего задержка в речевом развитии диагностируется у детей мужского пола.

Если речь ребенка старше 4 лет отличается плавностью и неуверенностью, то необходимо обязательно показать его логопеду или дефектологу для выяснения причин.

Причины задержки речи

ЗРР может быть спровоцирована как биологическими, так и психологическими факторами. Часто к проблеме приводит неправильное воспитание, которое лишает детей старания говорить.

Спровоцировать развитие может недостаточное внимание, неподходящая окружающая обстановка в которой он не может получать все необходимое для правильного развития, гиперопека, а также завышенные требования со стороны родителей.

Часто патологии выявляются у детей, воспитывающихся в двуязычных семьях.

Факторы ЗРР

К задержке развития речи могут привести следующие физиологические факторы:

  • нарушения слуха и зрения;
  • неврологические заболевания;
  • недоразвитость органов артикуляции;
  • поражения головного мозга и травмы;
  • гипоксия;
  • преждевременные и трудные роды;
  • травмы психологического характера;
  • алкоголизм родителей;
  • врожденные патологии, такие как синдром Дауна, аутизм, ДЦП и синдром гиперактивности.

На заметку! Когда речевые отклонения связаны с физиологическими причинами, то лечения должно быть более сложным и продолжительным, проводится разными специалистами.

Когда стоит обращаться к логопеду

Речь характеризуется как высшая психическая функция. Поэтому период внутриутробного развития является важным этапом.

Часто отклонения диагностируются слишком поздно, что приводит к трудностям в получении и усвоении лечения.

Чтобы этого избежать, нужно с самого рождения пристально наблюдать за малышом и понимать, что при появлении первых признаков, нужно обращать на них внимание и незамедлительно сделать все, чтобы их устранить.

Обращение к логопеду

К логопеду обязательно следует обратиться в следующих ситуациях:

  • если во время беременности диагностировалась задержка внутриутробного развития;
  • после длительного нахождения в реанимации или гипоксии;
  • при питании в первые дни или месяцы жизни через зонд;
  • при нарушениях слуха и зрения;
  • генетических синдромах;
  • повышенном внутричерепном давлении;
  • после перенесенной родовой травмы.

Когда у дитя страдает только речь, то причиной часто бывают индивидуальные особенности. Если же малыш совершенно не разговаривает или произносит всего лишь несколько слов после трех лет, при этом его речь непонятна, то это повод для немедленного обращения к специалисту.

ЗРР или аутизм

Когда ребенок резко отличается от сверстников речью, поведением, выражением эмоций в безречевой форме, то это вызывает тревогу у его родителей. Часто таким детям ставится диагноз ЗРР, но в отдельных случаях подобные проявления могут свидетельствовать об аутизме. На самом деле эти два диагноза отличаются разными отклонениями и требуют своеобразного лечения.

Как отличить аутизм от ЗРР

Если наблюдается расстройство, характеризующееся нарушениями связи с внешним миром, то в таком случае диагностируется аутизм. Первые проявления у аутиста могут стать заметны уже в 2 года. Диагноз, как правило, подтверждается только к 3-5 годам.

Характеристики развития речи при раннем детском аутизме

При раннем детском аутизме наблюдаются следующие речевые нарушения:

  • речь полностью отсутствует;
  • ребенок не может выражать свои желания и потребности;
  • отсутствует реакция на речь окружающих;
  • возникают сложности с осмыслением слов, фраз;
  • отсутствует реакция на вербальные инструкции;
  • не способен строить и правильно оформлять предложения;
  • на поставленный вопрос отвечает этим же вопросом;
  • речь слишком громкая или тихая;
  • наблюдается буквальное понимание речи.

Важно! Дети с ранним аутизмом плохо понимают шутки и не могут воспринимать правильно намеки.

Что делать, если ребенок не понимает речь в 3 года

Если ребенок не понимает обращенной речи в 3 года, то самое главное — как можно раньше обратиться за помощью к специалистам. Если после проведенных исследований будет поставлен диагноз ЗРР, следует набраться терпения и проявить настойчивость.

Действия родителей при ЗРР

При диагностировании глобальных речевых расстройств назначается лекарственная терапия, магнитотерапия, дельфинотерапия, иппотерапия, электрорефлексотерапия, а также занятия с педагогом-корректором.

Ну и, конечно же, особую настойчивость и терпение должны проявлять родители. От их неспешных и последовательных действий будет во многом зависеть удачный исход лечения.

О том, как дома заниматься с ребенком с задержкой речевого развития, объяснит дефектолог или логопед. Также стоит воспользоваться советами и рекомендациями специалистов, которые можно получить в интернете.

Самое главное — разобраться в ситуации и понять, в результате чего произошли отклонения.

На заметку! Что касается задержки речевого развития у детей 2 лет, лечение практически ничем не отличается. Единственное, корректируется дозировка лекарственных препаратов.

Лариса Нуриева: «Развитие речи у аутичных детей» – книга в помощь родителю

Большой популярностью среди специалистов пользуется книга Нуриевой Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей», методические разработки которой также с успехом используются для корректировки речи у детей с сенсорной и моторной алалией.

В своей книге Нуриева изложила авторскую методику, которая дает возможность на профессиональном уровне развивать как импрессивную, так и экспрессивную речь.

Книга Ларисы Геннадьевны Нуриевой

Проблемы становления речи у детей с нарушением слуха

У детей с нарушением слуха становление речи происходит не так, как у всех остальных. Процесс зависит от следующих факторов:

  • степени нарушения слуха;
  • времени возникновения дефекта;
  • педагогических усилий;
  • индивидуальных особенностей ребенка.

Если потеря слуха случилась до двухлетнего возраста, то состояние ведет к полному отсутствию речи и малыш признается инвалидом. В такой ситуации показана инвалидность по речи у детей, как оформить ее рассказывает врач. При потере слуха в возрасте от 3 до 3,5 лет наблюдается утрата сформированной речи, и малыш становится неговорящим.

Практически полностью речь распадается у детей, которые потеряли слух в период с 4 до 5 лет. В этих случаях также может оформляться инвалидность.

Сильно искажается речь при потере слуха в 6-7 лет. Сохранный результат, даже при профессиональном лечении невозможен. Если потеря слуха происходит после 7 лет, то речь может быть сохранена, если будут проводиться систематические коррекционные работы.

Коррекционно-развивающие методики обучения речи неслышащих детей

Реализовать воспитательный, образовательный, развивающий и коррекционный процесс для глухих детей можно лишь при условии специальной методики. Это объясняется тем, что неслышащие дети обладают специфическими физиологическими и психическими особенностями. Им необходимы специальные материалы и особенный подход.

Для достижения результатов должны использоваться различные по характеру приемы, формы и методы обучения. Подробно с методиками обучения речи неслышащих детей наглядно знакомит Комаровский.

Коррекционно-развивающие занятия

Особенности формирования речи у детей с умственной отсталостью

Развитие особенностей речи умственно отсталых детей характеризуется существенной задержкой речевого становления и недоразвития всех компонентов. Формирование речевых навыков совершается у таких детей с большим опозданием и аномалиями. У них страдают все стороны, а наиболее нарушенной является семантика.

Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью

Умственная отсталость не классифицируется как особое состояние или отдельное заболевание. Такие дети характеризуются существенными отклонениями в развитии моторики. Они гораздо позже начинают ходить, сидеть, стоять, снижается возможность ребенка знакомиться с окружающими предметами и ориентироваться в пространстве, а также они очень поздно начинают реагировать на слова и просьбы.

На заметку! Память, мышление, речевые навыки развиваются с большими отклонениями. В действиях заметны нерешимость и малоэмоциональность.

Особенности речи

Речевое становление умственно отсталых детей происходит своеобразно и с большими запозданиями. Они поздно и не так активно, как обычные дети, вступают в эмоциональный контакт с родственниками. Многие умственно отсталые дети произносят свои первые слова в возрасте 3 лет. В результате отставания дети плохо взаимодействуют с взрослыми и сверстниками.

Фонетическая и интонационно-выразительная сторона речи

Распространенным речевым нарушением среди малышей с умственной отсталостью является стертая дизартрия. Это отклонение проявляется в расстройствах фонетического и интонационно-выразительного компонента. При этом у детей наблюдается неразборчивость, невнятность и отсутствие эмоционального рисунка.

Совершенствование интонационной выразительности

Особенности словаря и речевая регуляция деятельности детей

У умственно отсталых детей речь рассматривается как особый вид деятельности и познавательный процесс. Недостатки речи у таких ребят встречаются очень часто, поэтому развивать ее необходимо систематически.

Эндогенные и экзогенные причины отсталости

К нарушениям психического или физического развития детей приводят эндогенные или экзогенные факторы.

К эндогенным относятся определенные заболевания, как наследственные, так и приобретенные. К экзогенным причинам причисляются травмы, отравления и инфекционные заболевания матери во время беременности, а также неполноценное питание и резус-конфликт.г

При появлении признаков, свидетельствующих о задержке речевого развития, необходимо незамедлительно обращаться за помощью. Только в таком случае можно максимально быстро компенсировать отклонение.

После постановки диагноза и назначении лечения, надо следовать всем рекомендациям м обязательно дополнять работу дефектолога медикаментозным и физиотерапевтическим лечением. В сочетании все перечисленные мероприятия помогут исправить ситуацию и позволят ребенку в полной мере использовать собственные возможности.

Источник: https://vospitanie.guru/rech/metodika-razvitiya-u-negovoryashhih-detej

Ребенок-алалик или как отличить нарушение развития речи от аутизма

Ребенок не понимает обращенную речь: задержка речевого развития или аутизм

В этой статье вы поймете как отличить психическое расстройство от речевого диагноза «алалия», легко разберетесь со всеми непонятными и пугающими вас терминами, а также узнаете какие сопутствующие диагнозы могут быть у вашего малыша.

Потребность в общении

Это первое и самое главное отличие ребенка с алалией от аутиста. При синдроме Каннера (классический аутизм) у ребенка отсутствует желание общаться с внешним миром, особенно с людьми. Оно ему неинтересно само по себе – в нем нет смысла.

И смысл такой человечек находит в необычных, однотипных занятиях: регулярно смотрит, как крутится колесо или бесцельно листает книгу, не останавливаясь на самих картинках, так как важен сам процесс перелистывания. Аутисты почти не делятся эмоциями с близкими и не привлекают внимание к себе.

Например, малыш упал, и вместо того, чтобы пойти за утешением к маме, он промолчит. Увидев в книге любимую картинку, он вряд ли побежит к вам, чтобы показать ее.

При более легких формах аутизма дети делятся эмоциями и не сторонятся физического контакта, но все общение происходит на их условиях, в зависимости от настроения, интересов и предпочтений.

У алалика могут наблюдаться некоторые зацикленности, но такой ребенок всегда предпочтет совместное занятие. Он настроен на контакт, но не может ответить словом, потому ищет эмоциональных связей хотя бы через невербальное общение. Уход в себя, взгляд в пустоту наблюдаются исключительно от скуки. Такие дети делятся и положительными, и негативными эмоциями, ищут одобрения у взрослых.

Указательный жест

Как правило, аутичному ребенку приходится прививать данный навык. Иногда наблюдается самообучение после 3 лет.

Ребенок с алалией осваивает его сам, иногда с некоторым запозданием, и использует в полном объеме: показывает пальчиком при ответе на вопросы «Кто/Что?», «Где?», «Что ты хочешь?», привлекает к себе внимание, указывает на интересующий его объект (пробегающая на улице кошка, проезжающий мимо автомобиль) и т.д.

Единственным исключением может быть алалия, при которой сильно затронут сенсорный компонент, так называемая сенсомоторная алалия, когда ребенок при нормальном слухе не понимает смысл сказанного.

Причина – нарушение перешифровки поступающих сигналов (звуков) в слова.

Для таких детей наша речь – сплошной шум с редким вкраплением понятных слов, которые многократно использовались по ситуации или в паре со зрительным подкреплением (картинка, игрушка).

Речевое развитие до 3 лет

Речь аутенка может обгонять темпы развития сверстников. Но здесь присутствует особый аспект – ее бесцельность. Малыш говорит только на интересные для него темы, часто использует фразы из мультиков не по ситуации, ему не всегда нужен собеседник – он рад разговору с самим собой. По сути, это – монолог. Обращенная речь часто игнорируется, хотя понимается в полном объеме.

Алалик ищет диалога, способен реагировать на обращенную речь, при этом ее понимание может быть частично или полностью нарушено, как было сказано выше.

Стоит пояснить, что понимание – это импрессия, говорение – экспрессия, которые в литературе упоминаются как импрессивная и экспрессивная стороны речи. У моторных алаликов страдает экспрессия, у сенсорных – импрессия, у сенсомоторных – оба компонента. Чаще всего ребенок имеет смешанный вариант нарушений. Чистых моторных или сенсорных алаликов вы вряд ли встретите.

Просодическая или звукопроизносительная сторона речи

У детей с алалией темп, ритм, тональность остаются в норме. У аутят эти компоненты речи сильно нарушены. Наблюдаются монотонность, растягивание фраз, скандированное произношение (будто ребенок выступает с заранее подготовленным текстом).

Экспрессивная речь

Аутичный малыш одновременно использует сложные конструкции и лепетные слова со звукоподражаниями. В незнакомой обстановке речь аграмматична. Отсутствуют «да», «я», «мой» и другие конкретизирующие его личность слова.

Разговор о себе в 3-м лице (до трех лет – это норма для всех). Нет обращений к другим людям поименно. Аутист возьмет за руку и подведет к желаемой игрушке.

Он не позовет маму, а закатит истерику, о причине которой родителям приходится только догадываться.

Эхолалия (повторение за взрослым фразы без понимания сути употребления) – постоянный спутник речи. Вы спрашиваете, как его зовут, и он повторяет эту же фразу вместо того, чтобы назвать имя.

Здесь есть некоторые трудности и с алаликами. Они тоже с опозданием идентифицируют себя как личность, страдают агграматизмами и долго болтают лепетными словами. Но! У них наблюдается общее недоразвитие речи или сокращенно ОНР (нарушение грамматической, лексической, фонетической сторон речи).

Если же такой ребенок начинает развиваться, то постепенно осваиваются все ее компоненты. Эхолалия отсутствует – ребенок использует речь совершенно осознанно и по ситуации. «Ня куать тюпь» (Я хочу кушать суп) – стандартный тип построения предложения для «речевого» малыша.

При желании что-то получить он всегда пытается заменить слово жестом или произнести хоть какой-то звук для обозначения желаемого объекта.

Как развивается психика

У алаликов часто наблюдаются ЗПР (задержки психического развития) и дефицит внимания. Они позже понимают абстракции, страдают слабым воображением, часто отвлекаются при занятиях и не могут сосредоточиться даже на 5-10 минут. При развитии речи эти особенности постепенно уходят.

У детей-аутистов наблюдается либо неравномерное искажение психических процессов, либо умственная отсталость, то есть нарушение всех когнитивных функций (снижение внимания, памяти, мыслительных операций, логики относительно условной нормы). Нередко наблюдается одаренность в какой-то одной области: ребенок шикарно рисует уже в 5 лет, но не способен освоить счет в пределах нескольких единиц.

Эмоционально-волевые реакции

Дети с алалией беспокойнее сверстников, но любые истерики и капризы легко предотвратить или погасить при правильном поведении взрослых.

Аутисты часто реагируют неадекватно на совершенно простые вещи, и если выходят из себя, успокоить их невозможно ни уговорами, ни угрозами.

В истерике они наносят повреждения себе или посторонним, входят в транс, раскачиваются, кричат. Успокаиваются сами через определенное время, когда выплеснули негатив.

Фобии и особые интересы

Дети с аутизмом всегда имеют необоснованные страхи и темы, на которых «залипают». Они могут бояться шелеста травы и шума дождя, но спокойно реагировать на проезжающий поезд. Интересуются, например, транспортом, до фанатизма: все книги, разговоры, игры, мультики будут исключительно на эту тему. Отвлечь от любимого занятия невозможно.

Есть ли у алаликов такие особенности? Да, есть, но в более мягкой форме.

В основном это проявляется у детей с сопутствующими нарушениями (дефицит внимания и гиперактивность, двигательные нарушения, задержка психического развития).

Если это страх, то вполне обоснованный, как и у всех детей. Если это особый интерес, то отвлечь от него легко. Такие детки быстро переключаются на любую другую тему при содействии взрослых.

Игровая деятельность

Увы, здесь сложно провести грань. И те, и другие детки с запозданием осваивают навыки сюжетной и сюжетно-ролевой игры. Разницу можно подметить после трех лет. «Речевики» с удовольствием смотрят на игру других детей или принимают участие в паре со взрослым, предлагая при этом свои простенькие сюжеты.

Педагогическая деятельность

Ребенок с алалией неплохо занимается с мамой, логопедом, психологом, дефектологом. Главное – давать посильные задачи, чтобы не вызвать негативизма и отказа от обучения.

Пазлы, наглядные пособия, книги, конструкторы – алалику интересно все. Ребенок с аутизмом долго не входит в контакт с педагогами. Наблюдается осознанный уход от установления диалога.

Чтобы добиться минимальных результатов, приходится заниматься не один год.

Общая и мелкая моторика

И аутист, и алалик могут страдать нарушением общей координации и плохой зрительной ориентировкой в пространстве (натыкаются на окружающие предметы). Мелкая моторика (движения кистей и пальцев рук) чаще всего угловата, скованна и развивается с большим запозданием. Разница в том, что у алаликов это легче корректируется постоянными занятиями и медикаментами.

Навязчивые движения или стимминг (махание ручками, прыжки, кружение на месте, бесцельное открывание рта, подергивание плечами) больше наблюдаются у аутистов и усиливаются в незнакомой обстановке.

Со временем такие дети учатся стимить в одиночестве.

Недавно вышел фильм с Беном Аффлеком, где замечательно показан стимминг взрослого высокофункционального аутиста, который для снятия напряжения после рабочего дня разминает ноги железной арматурой под тяжелый рок.

Дорогие родители, не паникуйте, а просто внимательно смотрите на своего малыша и только после этого делайте выводы! Получите консультацию нескольких специалистов в возрасте 2, 3 и 4 лет.

Нередко встречаются пограничные состояния, при которых врачу сложно провести грань между легкой формой аутизма и речевым расстройством у ребенка в раннем дошкольном периоде, и бОльшая часть ответственности лежит на плечах родителей.

Источник: https://prorare.ru/diagnostika/rebenok-alalik-ili-kak-otlichit-narushenie-razvitiya-rechi-ot-autizma.html

Аутизм или задержка речевого/психического развития: как понять? | Фонд Выход, аутизм в России

Ребенок не понимает обращенную речь: задержка речевого развития или аутизм

04.11.18

Поведенческий аналитик и мама сына с аутизмом о том, на что нужно обратить внимание, если у ребенка есть задержка речи

Мэри Барбера / Mary Barbera
Источник: barberabehaviorconsulting.com

У многих детей младшего дошкольного возраста бывает задержка речи. В некоторых случаях задержка речевого развития – это признак чего-то большего, в том числе, аутизма.

Для родителей вопрос о том, что означает задержка речи у их ребенка, может быть крайне сложным и болезненным, особенно когда они пытаются попасть к специалисту в области аутизма, найти которого до сих пор очень сложно. Я знаю об этом по своему собственному опыту.

В этой статье я хочу кратко описать, на что важно обратить внимание в этот период неопределенности. Также я хочу подчеркнуть, что могут сделать родители, независимо от того, аутизм ли это или «просто» задержка речевого (психического) развития.

Как и в случае многих других детей с аутизмом, сначала у моего сына Лукаса была просто задержка речевого развития. В два года он посещал обычный детский сад, он не плакал и редко капризничал. Раз в неделю он посещал логопеда, и первоначально логопед был настроен оптимистично – мне говорили, что речь появится, и все будет хорошо.

Хотя по профессии я была медсестрой, я не знала о типичных этапах психического развития, и я даже никогда не слышала про ранние признаки аутизма. В свою защиту скажу, что это были 1990-е годы, до появления Google или Фейсбука, а официальный уровень аутизма среди детей в США составлял 1 случай на 500, а не 1 на 50, как сейчас.

За один день до того, как Лукасу исполнилось три года, у него диагностировали аутизм. В тот момент я поставила для себя цель – я узнаю все, что могу, про ранние признаки аутизма, и я буду обучать им педиатров в нашем штате Пенсильвания.

Я смогла сделать это благодаря гранту на раннее выявление аутизма от организации «Первые признаки». Я не могу диагностировать аутизм, но как медсестра, а теперь и как поведенческий аналитик с большим опытом работы в области аутизма, я всегда стараюсь обращать внимания на первые возможные признаки аутизма у ребенка.

Например, если в 18 месяцев или в два года ребенок говорит слишком мало или вообще не говорит.

Ниже я перечисляю те факторы, на которые я всегда обращаю внимание. Если у вашего ребенка есть эти ранние признаки аутизма, пожалуйста, не надо паниковать. Независимо от того, подтвердится диагноз «аутизм» или нет, уже сейчас вы можете начать действовать, чтобы помочь вашему ребенку.

Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание

В первую очередь, если речь идет про ребенка в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. Раньше я не понимала, какую огромную роль играет указательный жест в психическом развитии ребенка.

К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам, ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста. И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц, он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет, например, на пачку сока или на игрушку.

Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели.

Даже если он пока не может сказать «самолет», но он может показать на него пальцем и сказать вам «о, о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.

Понимание речи

Помимо указательного жеста, я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х годах, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это».

Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой». Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и я не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь.

Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.

Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса, и в случае многих других детей, аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.

Навыки игры

Помимо указательного жеста и понимания речи, я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет.

Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.

Повторение чужих действий

Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.

Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры, и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.

Также смотрите: Онлайн-тест M-CHAT-R на ранние признаки аутизма, Пособие для родителей о симптомах аутизма.

Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка

Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками.

Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.

1. Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте.

Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у ребенка отставания в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно.

Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания.

Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя? Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь.

Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать, и с каким запросом обращаться к специалистам.

2. В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу.

В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу.

Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики, и с которым можно обсудить возможную помощь.

Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.

3. Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем.

Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома.

ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.

Также смотрите: «Десять полезных книг для родителей детей с аутизмом».

Подводя итоги: если у вашего ребенка или ребенка, которого вы знаете, есть задержка речи, и вы подозреваете, что это может быть аутизм: «погуглите» этапы типичного развития ребенка; поговорите с воспитателями, врачами, другими родителями и обратитесь за диагностикой, будьте настойчивы и обращайтесь за помощью как можно раньше; узнайте как можно больше про методики ПАП и о том, как они могут помочь вашему ребенку.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на кнопку «Помочь».

Источник: https://outfund.ru/autizm-ili-zaderzhka-rechevogopsixicheskogo-razvitiya-kak-ponyat/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.