Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-4 лет)

Содержание

Сенсорное развитие детей раннего возраста, Раннее развитие детей

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-4 лет)

В первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее.

Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Специалисты утверждают, что ребенок появляется на свет с природными способностями познавать мир через восприятие предметов и явлений.

Однако для полноценного развития природных способностей подрастающему малышу уже не хватает.

Поэтому в первые годы жизни ребенка родителям необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы малыш мог тренировать способности своих органов чувств, а также совершенствовать их в дальнейшем.

Для этого очень важно предоставить ему весь спектр первых впечатлений, благодаря которым его психофизическое развитие будет происходить гораздо быстрее и эффективнее. Другими словами, необходимо активно использовать методики, направленные на сенсорное развитие ребенка, о котором мы сегодня и поговорим.

Что такое сенсорное развитие и воспитание?

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д.

Когда малыш впервые столкнется с многообразием окружающих его форм, красок и событий (а это происходит практически в первые же дни его жизни), важно не пропустить это время, помочь ему освоиться в этом мире и подтолкнуть к самосовершенствованию.

Именно эти цели являются основополагающими в сенсорном воспитании ребенка – планомерном, последовательном ознакомлении его с так называемой сенсорной культурой. Конечно же, даже без помощи родителей ребенок, так или иначе, познает мир таким, каким он есть, но эти познания, без правильного сенсорного развития, могут оказаться ложными или неполными.

Согласно мнению специалистов, сенсорное развитие, с одной стороны, является фундаментом для общего умственного развития малыша, а с другой стороны, имеет совершенно самостоятельное значение, как способ развития у детей ощущений, восприятий и представлений. И именно ранний возраст является наиболее благоприятным для накопления и систематизации представлений об окружающем мире и совершенствовании деятельности органов чувств ребенка.

Виды сенсорных ощущений

Сенсорные ощущения классифицируются на:

  • визуальные (зрительные);
  • осязательные;
  • обонятельные;
  • слуховые;
  • вкусовые.

Именно в соответствии с ними у ребенка формируются понятия о:

  • размере;
  • форме;
  • цвете;
  • звуках;
  • вкусе;
  • запахе.

Основные задачи сенсорики

Основными задачами сенсорного развития детей являются:

  • формирование правильных сенсорных эталонов;
  • формирование правильных перцептивных реакций (чувственных восприятий);
  • приобретение навыков самостоятельно применения системы эталонов и верного реагирования на перцептивные процессы.

Важно понимать, что сенсорное воспитание ребенка должно учитывать его возрастные особенности. При нормальном развитии дети до шести месяцев, как правило, наблюдают за перемещением предметов, совершают хватательные движения, проявляют интерес к ярким игрушкам и громким звукам. Со временем малыш начинает интересоваться запахами и вкусами.

От года до трех ребенок приобретает основные знания о признаках окружающих его вещей. Именно в этом возрасте у него формируются понятия о формах, цвете, размерах, вкусах и запахах.

На четвертом году жизни происходит усвоение главных представлений о признаках предметов, а также закрепление сенсорных эталонов.

Это начало аналитического восприятия предметов и событий, окружающих ребенка.

Эталонная система для детей раннего возраста

Сенсорными эталонами для детей на раннем этапе развития принято считать:

  • девять основных цветов спектра;
  • пять геометрических форм (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал);
  • три размера (величины) предмета: большой, средний, маленький;
  • музыкальные ноты, звуки родного языка;
  • четыре вкуса (сладкий, горький, соленый, кислый);
  • два температурных определения (тепло, холодно);
  • пять типов запаха (сладкий, горький, свежий, легкий, тяжелый).

В зависимости от возраста малыша, требования сенсорного воспитания предполагают следующие знания и умения.

Для возраста 1,5-2 года:

  • понимание и способность назвать 3-4 цвета, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в размерах (величинах) предметов, способность разобрать и собрать трехразмерную матрешку;
  • умение правильно собрать цветную пирамидку из 4-6 колец разного размера;
  • способность правильно соотносить конфигурацию объемных фигур с плоскими;
  • иметь начальные навыки рисования (проводить горизонтальные, вертикальные, короткие и длинные линии, а также внятно объяснять, что он нарисовал).

Для возраста 2-4 года:

  • понимание и способность назвать 6 цветов, а также правильно подбирать их по образцу;
  • ориентирование в 3-5 контрастных величинах (размерах);
  • умение собирать цветную пирамидку из 6-8 колец разного размера;
  • способность правильно сформировать целый объект из 4-х частей (разрезанный рисунок, складные кубики);
  • умение четко различать объемные предметы по форме (куб, шар, пирамида и т.д.), и плоские по очертанию (квадрат, треугольник, ромб, круг);
  • умение рисовать в рамках листа короткие и длинные линии разного расположения.

Когда и в какой форме необходимо приучать малыша к сенсорной культуре

Научно доказано, что раннее сенсорное воспитание положительно влияет на уровень интеллекта и качество умственного развития ребенка в целом. Поэтому приучать малыша к сенсорной культуре нужно начинать как можно раньше (идеальный вариант с годовалого возраста, когда малыш наиболее любознателен, и пытается все рассмотреть, потрогать, попробовать на ощупь).

Но насильно заставлять ребенка развиваться и самосовершенствоваться в таком возрасте, естественно, нельзя. Все занятия необходимо проводить в единственно доступной для его понимания форме – форме игры.

Однако и игра не должна утомлять малыша, иначе он быстро утратит к ней интерес. Достаточно 10-15, а в некоторых случаях и 5-7 минут для того, чтобы ребенок вынес из занятия что-то полезное для себя.

Примеры простейших игровых упражнений для сенсорного развития детей

Для детей от 1 до 2 лет:

  • разложив перед малышом разноцветные кубики, шары и элементы пирамидки, просим его выбрать и отсортировать предметы по цвету или форме;
  • разобрав пирамидку, и показав, как она собирается, просим кроху повторить ваши действия;
  • прикасайтесь к руке ребенка предметами с разной текстурой (варежка, перышко, мочалка, игрушка и т.д.), описывая свойства предмета и ощущения от его прикосновения. Затем попросите ребенка закрыть глаза, повторите прикосновения, и предложите малышу угадать предмет, опираясь на ощущения от его прикосновения;
  • продемонстрируйте ребенку свою улыбку, прокомментировав ее словом “добрый”. Сделайте гримасу злого человека, назвав ее “злой”. Попросите малыша повторить вашу мимику;
  • если ребенок знает, как выглядят овощи и фрукты, соберите набор из них и положите в непрозрачный пакет. Дайте его малышу, пусть он попробует, не глядя и не доставая, на ощупь определить и назвать осязаемый им овощ или фрукт, а также описать его форму, цвет и вкус. То же можно проделать с другими знакомыми малышу предметами.

Для детей от 2 до 4 лет:

  • начните учить с ребенком буквы алфавита. Прописывая или показывая ему литеры, попросите называть их. В такую же игру можно играть и с цифрами;
  • насыпьте попарно в непрозрачные пакеты, мешочки или воздушные шарики различные наполнители (гречку, горох, фасоль, сахар), и попросите малыша на ощупь рассортировать предметы, найдя каждому мешочку соответствующую пару с одинаковым содержанием;
  • расскажите и покажите ребенку, как собираются пазлы. Попросите его самостоятельно собрать несложную картинку;
  • заинтересуйте кроху ассоциациями. Попросите его назвать несколько слов, ассоциативно привязанных к названному вами слову. Например: зима (холодно, снег, мороз), ночь (сон, темно, поздно), лимон (желтый, кислый, овальный и др.).

Сенсорное развитие ребенка при правильном подходе не только формирует его сознание и способности к оценке происходящих событий.

Занимаясь с малышом и приобщая его к сенсорной культуре вы открываете перед ним неограниченные возможности для проявления потенциальных талантов, а также самореализации на этапе взрослой жизни.

Кроме этого, ранняя сенсорика является основой для закрепления у малыша навыков поведения в обществе, корни которых находятся в общении с родителями.

Подписывайтесь на наш Telegram, чтобы быть в курсе важных новостей в сфере образования.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/1065_sensornoe-razvitie-detey-rannego-vozrasta.html

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-4 лет)

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-4 лет)

Новорожденные детки приходят в этот мир с базовым набором заложенных природой способностей, одной из которых является познание окружающего через восприятие. Восприятие (или сенсорика) крайне необходимо для дальнейшей жизни. И родители должны приложить максимум усилий, чтобы сенсорное развитие детей в раннем возрасте шло гармонично.

Сенсорное развитие как форма познания мира

Сенсорное развитие, или сенсорика, – это процесс, во время которого формируется представление о свойствах различных предметов.

Малыш осознает такие понятия, как цвет, запах, положение в пространстве, размер, цвет, форма.

Уже с первых месяцев жизни грудничок сталкивается с этими свойствами, И малышу важно предоставлять возможность изучать предметы с помощью органов восприятия (зрения, слуха, обоняния и тактильных ощущений).

цель сенсорики – помочь ребенку освоить все эти свойства предметов, чтобы «настроить» процессы взаимодействия с окружающей средой.   Важно не допустить формирования ложного образа тех или иных предметов.

Насколько важно развить сенсорное восприятие?

Специалисты утверждают, что правильное сенсорное воспитание способствует гармоничному развитию человека. Значение сенсорики ценится довольно высоко из-за важных результатов этого процесса:

  • закладка основ развития интеллекта;
  • закладка основ учебной деятельности;
  • создание фундамента всех видов памяти (зрительная, тактильная, долгосрочная и прочие);
  • обострение внимания;
  • выработка наблюдательности;
  • формирование вкусовых предпочтений;
  • развитие эстетической составляющей;
  • облегчение совместимости крохи с реальным миром;
  • расширение детского словарного запаса;
  • развитие богатого воображения.

Грамотные сенсорные упражнения и занятия способствуют упорядоченности представлений ребенка об окружающем мире, что может перевернуть привычную картину жизни малыша. Поэтому так важно с раннего возраста направить восприятие окружающего мира в правильное русло.

Системы сенсорного воспитания основаны на различных задачах в соответствии с возрастом крохи.

  1. В раннем возрасте собираются знания о сенсорных эталонах.
  2. В среднем дошкольном возрасте эти знания формируются. Дети учатся исследовать предметы, выделять их по группам, разделять предметы на отдельные величины.
  3. У детей старшего дошкольного возраста основная задача – подготовка к школьному образованию (умение различать звуки и воспринимать написанное на бумаге).

Что такое сенсорный эталон?

Сенсорный эталон – это образец внешнего свойства предмета, принятый в обществе. Например, эталоны цвета – эта семь цветов спектра и их оттенки; эталоны формы – геометрические фигуры; эталоны слуха – это фонемы языка.

Существует довольное большое количество эталонов в сенсорике:

  1. четыре вкуса (соленый, сладкий, кислый, горький);
  2. семь музыкальных нот;
  3. тридцать три буквы русского алфавита;
  4. пять типов запаха (сладкий, горький, легкий, тяжелый, свежий);
  5. два температурных показателя (холодно и тепло);
  6. три предметные величины (маленький, средний, большой);
  7. пять основных фигур (круг, квадрат, овал, треугольник и прямоугольник);
  8. семь цветов спектра (красный, желтый, зеленый, оранжевый, синий, голубой, фиолетовый) и два ахроматических цвета (белый, черный).

Усилия родителей и педагогов в общеобразовательных учреждениях всегда направлены на правильное усвоение эталонов. Окончательное владение эталонами отмечается после 4 лет.

Родителям важно научить детей общепринятым эталонам до 3 лет. Отсутствие различия между предметами в этом возрасте значительно затруднит жизнь и ребенку, и взрослым. Для окончательного запоминания эталонов родители должны обучить малыша различиям и неоднократно их повторять в повседневной жизни. Только так у крохи сформируется четкое понятие эталонов.

Накоплению и запоминанию эталонов служат простые практические манипуляции с предметами:

  • наложение фигур,
  • прикладывание,
  • переворачивание,
  • сопоставление элементов фигур,
  • обведение пальцем контура,
  • ощупывание,
  • рисование и т. д.

Сенсорный голод

Сенсорная депривация (сенсорный голод) – это состояние, при котором возникает полное или частичное прекращение воздействия извне на органы чувств (зрение, слух, осязание и прочие). Депривация опасна не только нарушением восприятия внешнего мира, но и формированием глубокого отставания в развитии детского организма.

В период новорожденности и грудного возраста дефицит внимания и сенсорных ощущений может оказать губительное воздействие на организм крохи. Уже довольно давно ученые доказали, что новорожденный ребенок без достаточного внимания со стороны окружающего мира (родители, родственники) может просто погибнуть.

С помощью таблицы можно провести диагностику сенсорного голода в разных возрастах.

Возраст ребенкаХарактеристики дефицита восприятияНегативные последствия
Малыш до года·        Разбрасывание игрушек (как попытка привлечь внимание).·        Посасывание языка (иногда расценивается как неудовлетворенный рефлекс сосания).·        Тянет в рот и облизывает все подряд (игрушки, одежду, предметы быта).Лишение зрительного, ого или тактильного контакта с родителями (в частности с матерью) в первые месяцы жизни может привести к гибели младенца. Дети, лишенные сенсорного развития, отстают в физическом и психоэмоциональном развитии.
Дети до 2 лет·        Различные попытки привлечения внимания (разбрасывание игрушек, драки со сверстниками, может ударить близкого человека).·        Частые истерики и крики как попытки привлечения внимания.·        Иногда возникает сосание пальца во сне.·        Возникает потребность уединения, нежелание играть с другими детьми.Уединенность, замкнутость, неумение налаживать контакт с детьми.Возникает вероятность развития умственного и физического отставания.
Дети 3-4 года·        Попытки привлечения внимания через агрессию (крики, истерики, катание по полу, драки).·        Постоянный поток вопросов к родителям или близким.·        Желание уединиться, найти свой угол, граничащее с отстраненностью от реальности.Неумение выстраивать отношения с окружающим миром.Риск отставания в речевом и двигательном развитии. Возникновение умственной отсталости.

Особенно часто сенсорный голод со всеми вытекающими последствиями возникает у воспитанников детских домов. Сенсорное развитие детей из таких учреждений не происходит должным образом. У малышей не формируется полная картина представления об окружающем мире.

Не все из детей дошкольного возраста представляют, как устроен мир за стенами детского дома. Постоянный недостаток впечатлений, эмоций и ощущений провоцирует прогрессирующую сенсорную депривацию.

Именно поэтому в детских домах численность детей с умственной отсталость той или иной степени прогрессирует с ускоренной силой.

Важно!

Диагностировать сенсорный голод у малыша может только квалифицированный специалист. Ведь не всегда характеристики, приведенные в таблице, означают наличие сенсорного голода. Только специалист (логопед, психолог, педагог) в состоянии определить нарушения развития ребенка.

Сенсорная депривация вследствие полного прекращения воздействия извне возникает из-за сенсорных нарушений. Они связаны с нарушениями работы слуха, зрения или опорно-двигательного аппарата.

Причинами сенсорного нарушения могут быть:

  • недоношенность;
  • травмы головного и спинного мозга;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, ветрянка, герпетическая инфекция);
  • патологии во время беременности;
  • родовые травмы.

Сенсорные нарушения требуют серьезной коррекции. Для восполнения сенсорных способностей у таких детей в медицине и педагогике разработаны реабилитационные курсы. Они позволяют заполнить пробелы в развитии сенсорного восприятия, чтобы максимально развить сенсорику у ребенка.

Роль родителей в сенсорном воспитании

Отец и мать всегда играют большую роль в освоении сенсорики ребенком. Именно родители закладывают в детском мозге базис знаний и умений для дальнейшей жизни. И от того, как родители донесут до малыша эталоны сенсорики, зависит его дальнейшее успешное обучение и жизнь в целом.

Специалисты считают, что идеальное время для развития сенсорных навыков – возраст после 1 года. Малыш становится любознательным, ему все довольно интересно, и правильные занятия и игры с крохой в этот период будут способствовать его гармоничному психоэмоциональному и умственному развитию.

В этот период малыш готов получать информацию о мире через органы чувств при непосредственном взаимодействии  с предметом. И на первом этапе важно трогать, смотреть, нюхать, слушать; на следующем этапе  — сравнивать, сортировать, сопоставлять (по форме, размеру, весу, температуре и т. д.).

Так идет формирование эталонов и представлений об основных свойствах среды (и мира в целом) – цвет, форма, размер, вес, температура поверхности и т. д.

Педагоги дают родителям некоторые рекомендации по развитию сенсорики у ребенка.

  1. Ежедневные разговоры с малышом, пересказ увиденного за день и обсуждение событий. Все разговоры должны сопровождаться эталонами. Например, попросите кроху описать цвет увиденной машины, размер дерева за окном или вкус купленной конфеты.
  2. Обязательно отвечайте на все интересующие ребенка вопросы. При этом ответы не должны быть обобщенными. Постарайтесь максимально понятно для детского возраста изложить суть того или иного ответа.
  3. Учите кроху мимическому выражению эмоций (злой, хитрый, огорченный, счастливый).
  4. Играйте в пантомимы, показывайте движение и звуки животных.
  5. Ежедневно занимайтесь с ребенком физической активностью и массажем. Тактильное воздействие на определенные точки тела стимулирует умственную деятельность.
  6. Занимайтесь с детьми младшего дошкольного возраста лепкой, рисованием, играми в песке.
  7. Заведите домашнее животное и научите малыша ухаживать за ним (наливать воду, расчесывать шерсть, кормить).
  8. Приобретите или сделайте сами игрушки и предметы для развития сенсорики. Это могут быть мешочки с крупами или камешками, панели с выключателями, кнопками, веревочки с лоскутками и бусинками.

Примеры развивающих занятий с ребенком до 3 лет

После того как малыш выучит все эталоны сенсорики, важно закреплять эти знания постоянно. Для этого существует масса простых занятий, разработанных отдельно для каждой возрастной группы.

Для детей до 2 лет подойдут следующие игры.

  1. В коробку сложите множество элементов (кубики, колечки, резиновые игрушки). Попросите малыша достать все желтого цвета. Или достать все кубики. С помощью этого упражнения кроха учится сортировать предметы по группам.
  2. Поставьте перед малышом стержень от пирамидки. Попросите нанизать на пирамиду колечки в правильном порядке (от самого большого к самому маленькому). К 2 годам ребенок должен уметь это делать.
  3. Если кроха умеет различать овощи или фрукты, то стоит приобрести маленькие муляжи. Сложите муляжи в тканевый мешочек. Попросите малыша с закрытыми глазами отыскать в мешке огурец или кукурузу. Такое упражнение поможет малышу лучше освоить тактильное восприятие форм предметов.
  4. «Сенсорная тропинка». Сшейте плоские подушки или мешочки (размер зависит от ножки малыша – она должна полностью помещаться на ткани). Заполните ткань песком, крупами, пенопластовыми шариками или мелкими камушками. Выложите мешочки в горизонтальном направлении и попросите кроху пройти по ним. Такое упражнение стимулирует кровообращение ступней, улучшает координацию и способствует развитию интеллекта.

С детьми 3-4 лет играют в более сложные игры.

  1. «Найди домик для игрушки». Берется 2 маленьких домика и 1 большой, 2 маленькие куколки и 1 большая. Ребенку нужно правильно распределить игрушки по своим домикам. Упражнение тренирует знание предметных величин.
  2. «Собери разноцветные бусы». Берутся 10 крупных бусин яркого цвета (желтый и красный, голубой и оранжевый). Цель занятия – научить малыша чередовать цвета при нанизывании бусин. При освоении двухцветных бус можно добавлять количество цветов (до 4).

Занятия проводятся как в домашних условиях (родителями), так и в воспитательных учреждениях (воспитателями, психологами, логопедами). Во многих городах открываются «школы раннего развития», где педагоги занимаются с детками от 1 года.

Такие школы способствуют развитию сенсорики и, как следствие, интеллекта у дошкольников. Родители сами решают, отдавать малыша на такие занятия или учить самостоятельно. Но в любом случае необходимо обучать ребенка сенсорным эталонам.

От этого зависит его будущее.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/sensornoe-razvitie

Сенсорное развитие у детей раннего возраста

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-4 лет)

Ни для кого не секрет, что ребенок начинает слышать еще в утробе матери, по-разному реагируя на эмоционально окрашенные звуки, оттенки голоса. Он даже может узнавать голоса людей. Когда малыш рождается, то с первых минут жизни в нем просыпается способность познавать мир. И начинается это познание с сенсорного восприятия.

«Здесь и сейчас» – вот главные критерии сенсорного восприятия мира человеком. В нем задействованы все пять органов чувств. Можно сказать, что это восприятие мира телом.

И когда ребенок появляется на этот свет, то зрение и слух, обоняние, осязание и вкус тут же включаются в работу. Поэтому развитие сенсорики начинается у детей с самого раннего возраста.

На старте жизни крохи его родителям необходимо использовать заложенные природой способности по максимуму – выявляя, раскрывая, развивая их потенциал.

Подробнее о сенсорном развитии детей

Если перевести слово «sensus» с латинского языка, то оно будет значить «восприятие», которое осуществляется органами всех пяти чувств человека. А если брать перевод этого слова с точки зрения психологии и физиологии, то «сенсорный» означает «данный в ощущениях».

Именно так с самого раннего возраста кроха и начинает познавать этот мир. Первый его контакт на уровне осязания, обоняния и вкуса происходит с мамой. Первое кормление и взгляд на того человека, которого прежде ощущал только изнутри. Все иное, и только голос мамы тот же, и малыш, вслушиваясь в него несколько дней, начинает это понимать.

Многообразие форм и красок, новые неприятные и приятные прикосновения, обилие запахов и звуков – во всем этом маленькому человеку необходимо помочь освоиться. Карапуз впервые окунается в море человеческой речи, звучащей отовсюду. Он начинает постигать особенности того языка, на котором некоторое время спустя заговорит сам.

Взрослые должны помочь ему в этом процессе. Чем больше мама общается с малышом, наклоняясь над ним, дает ему видеть движения ее губ во время произнесения слов, тем быстрее и правильнее заговорит ребенок. И так во всем! Мама является первым учителем своего чада. Дети как чистый лист, который дан родителям. И только от них зависит, что же будет на нем написано.

Именно постижение малышом этого мира средствами сенсорики является основой для развития его умственных способностей и воспитания. Поэтому с раннего возраста необходимо заботиться о том, чтобы познание ребенком окружающего мира через его ощущения было правильным, а не ложным. Основы нравственного воспитания тоже закладываются в период сенсорного постижения карапузом этого мира.

Виды сенсорного восприятия и его работа

Видов сенсорных ощущений столько же, сколько и органов чувств, т.е. пять, и называются они соответственно:• визуальные;• органы слуха;• вкусовые ощущения;• осязательные навыки;• нюх или обоняние.

Теперь об их работе. Именно они способствуют тому, что младенцы начинают осваиваться в этом мире и знакомиться с понятиями размера и формы, цветов и звуков, самых разнообразных вкусов и запахов.

Значение сенсорного воспитания детей

Какие же задачи решает сенсорное развитие детей? Сенсорное восприятие окружающей действительности с раннего возраста является единственным способом познать мир, в который пришел новый маленький житель. И от того, насколько хорошо в первый год жизни малышу помогут получить первые познания о нем, зависит и все его дальнейшее путешествие в этом мире.

Задача родителей – как можно полнее развивать сенсорный потенциал своих детей, так как чувственный опыт является основой умственного, нравственного, эстетического, физического развития личности. Если полнее отобразить задачи, которые выполняет сенсорное воспитание и развитие детей, то получится следующая последовательность.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:• закладывает основы для интеллектуального развития;•  упорядочивает нагромождение представлений ребенка, появившееся в результате его взаимодействия с окружающей действительностью;• способствует развитию хорошей наблюдательности;• облегчает его вход в реальную жизнь;• с раннего возраста развивает эстетическое чувство у детей;• закладывает основы развитого, богатого воображения;• обостряет внимание;• позволяет ребенку познакомиться с новыми видами предметно-познавательной деятельности;• знакомит и дает усвоить сенсорные эталоны;• закладывает фундамент навыков учебной деятельности;• способствует расширению словарного запаса детей;

• создает базис всех видов памяти.

Особенности развития сенсорики у детей разных возрастных категорий

При развитии сенсорного восприятия окружающего мира важно учитывать особенности каждого возрастного периода детей. Во-первых, методы и способы работы с детьми разного возраста должны отличаться друг от друга, а во-вторых, каждый новый период жизни сенсорное воспитание предыдущего периода будет являться основой для формирования последующего.

Так, развитие сенсорики детей до года заключается в наблюдении за передвижением объектов, знакомством со свойствами собственных рук, начинающих осязанием исследовать окружающий мир, прослушивание музыки или отдельных звуков и их сочетаний.

Исследование запахов и вкусов в уже относится к более старшему возрасту.
С года до четырех лет происходит особенно активное сенсорное познание действительности малышом.

На этом возрастном этапе оно претерпевает усложнение методов, потому что расширяются возможности ребенка.

С помощью всех органов чувств дети получают более полное ознакомление с различными формами и цветовым спектром, обилием вкусов и запахов. В период четырех лет закрепляются сформированные прежде сенсорные эталоны и закладываются основы для аналитического мышления детей.

Сенсорные эталоны детей раннего возраста

К их числу принадлежат основные:• цвета спектра (обычно – девять);• геометрические формы;• размеры (величины);• звуки музыки и родного языка;• вкусы (обычно – четыре);• температурные определения – два;

• пять запахов.

Когда начинать развитие сенсорной культуры ребенка

Ученые провели ряд исследовательских опытов с детьми и определили, что развитие сенсорики в раннем возрасте влияет на формирование интеллекта. А потому приучать малыша к сенсорной культуре необходимо с годовалого возраста.

Именно в этом возрасте ребенок начинает живо интересоваться миром, узнавать, каков он на вкус, прикосновение, вид. Любознательность у деток такого возраста становится неотъемлемой частью всего существа.

И родителям обязательно нужно использовать это качество!

Но лучше всего кроха воспринимает информацию об окружающем мире через игры, которые должны длиться ровно столько, сколько будет интересно малышу. Обычно это время ограничивается интервалом от пяти минут до пятнадцати. Поскольку восприятие в этом возрасте очень цепкое, то такого короткого промежутка времени хватает, чтобы ребенок мог вынести из занятий для себя максимум пользы.

Не нужно заставлять малыша играть: из-за этого дети попросту перестают воспринимать подаваемый материал даже в форме игры. Развитие сенсорики должно происходить ненавязчиво.

Несколько примеров занятий по сенсорному воспитанию детей раннего возраста

  • Дети от года до двух лет.

С ними можно проводить занятия следующего типа. На развитие понятий формы и цвета – устроить игру с разноцветными кубиками, шариками, частями пирамидки или другими формами, показывая и называя их по цвету и форме.

Занятия можно проводить на развитие наблюдательности и логики. Сначала показать сложенную пирамидку, потом разобрать ее, сложить снова перед глазами ребенка. Дать малышу возможность сложить разобранную пирамидку самому.

Для развития познаний о свойствах разных предметов по осязательным ощущениям показать малышу несколько предметов, отличных по своей структуре и форме: игрушка, варежка, перо, щетка, камень и т.п. Позволить потрогать ребенку все предметы, а потом попросить малыша закрыть глаза и потрогать предметы снова. Пусть он угадает их на ощупь.

Знакомство с эмоциями можно начинать, корча рожицы и объясняя гримасы под разными названиями. Так, улыбнувшись, произносите малышу слова «радостный», «добрый», «веселый». А изобразив на лице злость или грусть, обозначьте их соответствующими словами. Можно после попросить ребенка повторить движения лица в ответ на слова.

Игра «Таинственный мешочек» позволит малышу быстро развить понимание форм и предметно-образную память. В непрозрачный пакет следует положить несколько знакомых ребенку предметов и попросить на ощупь определить, что лежит внутри. Если ребенок правильно называет предмет, пусть сначала расскажет вам о нем и только потом вытащит.

В этом возрасте параллельно с развитием сенсорного воспитания можно осуществлять уже и образовательные цели развития. Например, учить с ребенком алфавит и цифры, при этом то записывая знаки на листке бумаги, то показывая их малышу на кубиках или предлагая поставить их на магнитную доску.

Собирая пазлы, сначала вместе с ребенком, а потом побуждая его делать это самостоятельно, вы сможете поработать не только над формированием правильных сенсорных эталонов малыша, но и над зарождением логического мышления, наблюдательности и внимательности.

Игра со словами позволит ребенку развивать слух и внимательность, память и способность подбирать ассоциации. Назвав какое-нибудь понятие, например «лето», нужно попросить ребенка, чтобы он придумал несколько слов, которые характерны этой поре года. Также можно поступать с любым фруктом, временем дня и т.п.

Сенсорное развитие детей открывает перед ними много возможностей, а ваши занятия помогут им понять, как использовать эти возможности.

Родители – проводники детей в этом мире. Ведите своего карапуза по правильным дорожкам, и он обязательно достигнет вершин мироздания. Но только при вашем непосредственном участии!

Отзывы и комментарии к статье

Источник: https://rebenkoved.ru/podgotovka-k-shkole/sensornoe-razvitie-u-detej-rannego-vozrasta.html

Игры для сенсорного развития детей 2-3 лет

Сенсорное развитие детей раннего возраста (2-4 лет)

Дошкольный возраст — период интенсивного сенсорного развития. Ребенок познает мир через органы чувств, овладевает способами манипуляции с предметами. Сенсорика — основа возникновения познавательных психических процессов и речи. Чтобы развивать систему чувств ребенка, не требуются специальные условия и занятия, можно создать игры по сенсорике для детей 2-3 лет своими руками.

Игра для сенсорного развития.

Понятие сенсорики

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» — слова советского педагога В. Сухомлинского точно отражают задачи воспитания дошкольника.

В раннем детстве (от 1 до 3 лет) развитие происходит через предметную деятельность, в которой формируется образное мышление. Детям важно почувствовать предмет на вкус, ощутить его структуру, прикоснуться к поверхности.

Взаимодействуя с окружающими объектами, ребенок учится воспринимать и анализировать информацию. В этом ему помогают органы чувств и соответствующие анализаторы:

  • зрительные;
  • слуховые;
  • тактильные;
  • обонятельные;
  • вкусовые.

Через эти системы формируются представления об окружающей реальности, которые закреплены в сенсорных эталонах — общепринятых свойствах предметов. Такими эталонами являются формы, цвета, размер, вкус, уровень звука, температура.

Сенсорика дошкольника включает две взаимосвязанные стороны:

  1. Усвоение представлений о свойствах и от­ношениях предметов. Ребенок ищет новые способы взаимодействия с неизвестными ранее предметами.
  2. Овладение новыми действиями вос­приятия, позволяющими более полно воспринимать окружающий мир. Ребенок может проделывать операции не с предметами, а с символами, становится способным решать простейшие задачи в уме, не прибегая к методу проб и ошибок.

Развитие сенсорики позволяет:

Сенсорика позволяет улучшить внимание.

  • обогатить словарный запас;
  • сформировать правильную структуру речи;
  • улучшить познавательные психические процессы: память, внимание, мышление, восприятие;
  • развить фантазию;
  • получить полную информацию об окружающей действительности;
  • улучшить коммуникативные навыки.

Ребенок, у которого развита система восприятия и переработки информации, способен отлично ориентироваться в условиях современного мира.

Сенсорное воспитание у детей 2-3 лет

Чтобы целенаправленно влиять на сенсорику дошкольников, необходимо знать основные этапы сенсорного развития, уметь диагностировать его уровень и соотносить с возрастными особенностями. Среди них следующие:

  1. Знакомство с объектом посредством восприятия через органы чувств. Ребенок тянет в рот, пробует на вкус, ощупывает, нюхает, оценивает форму и величину.
  2. Формирование навыков соотносить пространственное расположение объектов, соединять предметы и их части. Ребенок оценивает размеры объектов и их взаимосвязи. Для этого нужно учить детей вкладывать один предмет в другой (хорошо подходят игры с пирамидкой), нанизывать бусинки на шнурок, проталкивать небольшие предметы в различные отверстия. Ребенок знакомится с составными объектами, с понятием целого и частей. В этом ему помогут игры с крупными пазлами, разрезными картинками, конструктором из 2-4 элементов. На первом этапе ребенок способен собрать матрешку из 2 элементов.
  3. Освоение способов практического различения свойств объектов. Дошкольник учится сравнивать два похожих предмета путем практических действий: накладывания один на другой, соотношением формы и цвета. На втором этапе ребенок способен собрать матрешку из 3 элементов.
  4. Формирование манипуляторных действий с предметом на основе многократного повторения. После практических манипуляций с предметом ребенок способен зрительно соотнести величину и форму объектов, используя только мыслительные операции. Он может группировать предметы по одному признаку, подбирать 3 предмета по заданному образцу, способен разложить объекты от меньшего к большему. На этом этапе дошкольник собирает пятиместную матрешку.
  5. Усложнение условий для выполнения действий, которые требуют соотнесения по одному из признаков. Ребенок группирует предметы по нескольким признакам, способен соотнести между собой 6 и более цветов, зрительно подбирает пару объекту по заданным характеристикам.
  6. Использование изученных действий в решении практических и познавательных задач. Ребенок способен воспроизвести полученные знания и навыки, дифференцированно воспринимать свойства объектов, применять предметные эталоны в решении поставленных задач. На этом этапе ребенок 3 лет может правильно собрать пирамидку из 8 колец в порядке убывания их величины.

Сенсорное воспитание — целенаправленное дидактическое воздействие на системы чувств дошкольников, которое усложняется с каждым новым этапом становления сенсорики. Создания условий для разностороннего развития органов чувств — задача родителей и воспитателей дошкольных образовательных и развивающих учреждений.

Картотека дидактических игр по сенсорному воспитанию для детей раннего возраста 2-3 лет

Дидактический материал для сенсорного воспитания — систематизированные наборы предметов или картинок, которые дают детям возможность упражняться в выделении тех или иных признаков предметов, сравнении одних предметов с другими, в группировке предметов, решении задач на их пространственное расположение. По мере развития познавательных способностей материал усложняется.

Обучение происходит в игровой форме, чтобы у дошкольников оставался высоким уровень мотивации к занятиям.

Требования к обучающим играм:

  • безопасность;
  • наглядность;
  • натуральность материалов;
  • яркость и естественность цветов;
  • доступность;
  • соответствие возрастным особенностям.

Игры с прищепками

Прищепки — доступный материал для развития мелкой моторики. Чтобы прицепить или отцепить прищепку, ребенок задействует пальцы рук, отрабатывает захватывающие движения. Дети до 2 лет используют для захвата всю кисть, а игры с прищепками помогут скоординировать точную работу пальчиков. Благодаря цветовой гамме прищепок, можно изучать цвета и формировать математические представления.

Игры с прищепками развивают мелкую моторику.

Используя фантазию, можно предложить ребенку много вариантов игр с прищепками, среди которых:

  1. Стирка. Натянуть веревку между двумя стульями и предложить повесить на нее кукольную одежду, закрепив прищепками.
  2. Конструктор. С помощью прищепок создают объемные фигуры, роботов, животных, транспорт.
  3. В мире животных. Распечатать фигурки ежиков и зайчиков. Ежику прицепить иголки в виде прищепок, зайчику сделать из них ушки.
  4. Полянка. Вырезать из цветного картона солнце, тучу, траву, дерево. Ребенок цепляет к трафарету прищепки соответствующего цвета, чтобы получилась объемная картина.
  5. Кто что ест. Распечатать мордочки различных животных и ту еду, которую они предпочитают. Из картона вырезать круг, разделить его на секторы. На каждый наклеить изображение еды. На прищепки скотчем наклеить мордочки. Ребенок цепляет прищепки с животным на тот сектор, где изображена подходящая еда.

Игры на сенсорное развитие для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года

Игра ребенка 4 лет усложняется и становится ведущим типом деятельности, в которой происходит развитие. Ребенок приобретает речевые навыки, которые позволяют ему описывать свойства предмета. Базовые представления о свойствах объектов расширяются, ребенок ориентируется в многообразии форм и цветов. Игры в младшем дошкольном возрасте направлены:

  • на получение знаний об органах чувств;
  • на расширение словарного запаса для описания предметов;
  • на развитие сенсорных систем;
  • на выделение отличительных особенностей объектов;
  • на выполнение практической деятельности.

Подручные материалы для игр и развития тактильных ощущений

Выбирая материал для работы с органами чувств, стоит отдавать предпочтение натуральным природным объектам — гладкие камешки, острые шишки, мягкая ткань, шершавое дерево, рассыпчатая крупа, пушистый мех.

Для малышей важны тактильные ощущения, они учатся различать предметную структуру, воспринимать информацию посредством осязания.

Дети стремятся потрогать незнакомый предмет, ощупать со всех сторон, составить впечатление на основе тактильной информации.

Разнообразие материалов позволит ребенку развить тактильную чувствительность, окажет благоприятное воздействие на мелкую моторику. Массаж пальцев, который получит ребенок в процессе тактильного восприятия, снимет нервно-мышечное напряжение. Знакомясь с различными природными материалами, ребенок получает представление о богатстве окружающего мира.

Дидактические игры своими руками

Дидактические развивающие игры необязательно покупать в специализированном магазине. Можно их создать своими руками и привлечь к процессу ребенка.

Это вызовет у него желание учиться новому в процессе игры. В качестве оборудования подойдут предметы из домашнего обихода, с которыми человек сталкивается ежедневно.

Это познакомит дошкольника с объектами быта и позволит избежать дополнительных денежных трат.

Пальчиковый сухой бассейн

Сухой бассейн — игра на развитие мелкой моторики, которая включает в себя пальчиковую гимнастику. Глубокую миску высотой 12-15 см на половину заполнить сухим горохом. Ребенок опускает кисти рук в наполнитель, перебирает горошины, рассыпает их. Таким образом происходит самомассаж пальцев рук.

Игры в сухом бассейне сопровождают музыкой или стихами. На дно миски можно выложить маленькие игрушки, которые надо найти и описать их с закрытыми глазами. Игра подходит для детей двух-трех лет.

Игра бусы из соленого теста

Детям предлагается создать бусы в подарок маме из разноцветных колечек. Педагог заранее лепит колечки из соленого теста и подсушивает в духовке. Тесто можно купить в магазине или сделать самим. Для этого понадобится:

В игре бусы из соленого теста дети на нитку нанизывают бусы.

  • мука — 1 стакан;
  • соль — 1 стакан;
  • крахмал — 1 ст. л.;
  • вода — 1 ½ стакана;
  • цветная гуашь.

Крахмал развести в ½ стакане холодной воды, залить 1 стаканом кипятка. Половину стакана получившегося раствора смешать с мукой и солью. Замесить тесто, покрасить в разные цвета.

Сформировать колечки.

На занятии дети нанизывают бусинки на шнурок и формируют украшение.

Пособие “разложи яички в свои домики”

Педагог закрашивает картонный контейнер для яиц в 4 цвета: красный, синий, зеленый, желтый. Коробочки от шоколадных яиц (киндер-сюрприза) оклеивает соответствующей цветной бумагой. Дети раскладывают разноцветные яйца в подходящие ячейки.

«Тактильная коробка»

Основа интерактивного пособия — короб, кастрюля, пластиковый контейнер с крышкой. Она наполняется природными материалами (крупой, песком, мукой, ракушками, камнями, листьями). Можно добавить в коробку бумагу, вату, ткань, игрушки.

Дополняют коробку инструментами — ложкой, лопаткой, стаканами, формами для кексов. Ребенок изучает наполнение коробки, учится манипулировать разными предметами, знакомится с различными тактильными ощущениями.

Можно играть с содержимым коробки по заданию взрослого или оставить место для свободного творчества дошкольника.

Игра «разноцветные палочки»

Цветные счетные палочки — пособие Кюизенера. Оно представляет собой комплект из 116 пластмассовых палочек 10 разных цветов и размеров. Самая маленькая палочка имеет длину 10 мм, следующие увеличиваются на 10 мм.

Палочки одной длины окрашены одинаково. Использование пособия позволяет развить у детей представление о числе на основе счета и измерения, сформировать пространственные понятия, изучить соотношение «больше-меньше».

Палочки можно сделать самостоятельно или приобрести в магазине.

Чудесный мешочек

Для игры понадобятся большой плотный тканевый мешок и различные мелкие предметы: галька, фигурки, шарики и бусинки, монетки, ткань, шишки. В ходе игры развивается тактильное восприятие. Дети по очереди опускают руку в мешок и описывают предмет, который нащупали. Задача — угадать, какой предмет находится в мешке. Занятие проводят как индивидуально, так и в группе в детском саду.

Конструктор

Конструирование — деятельность, которая направлена на создание новых объектов из небольших частей. Собирая детали конструктора, ребенок развивает фантазию, мелкую моторику, мышление, изучает цвета и формы.

Взрослый может предложить собрать фигуру по образцу, дать устное задание или позволить ребенку поэкспериментировать.

«Паучок на полянке»

Для игры понадобится пластиковое прозрачное ведро с крышкой, в нем делают отверстия для шнуровки и крепления дополнительных деталей. На крышку из цветной бумаги наклеивается паучок. Глаза делают из крышек от пластиковых бутылок, раскрашивают в подходящие цвета, соединяют с основой. К лапкам добавляют шнурки, которые вставляют в отверстия. Из них ребенок «плетет паутину».

В ведерко складывают мелкие предметы и ленты, которые можно проталкивать через отверстия разного диаметра. Вариантов манипуляций с пособием множество, поэтому дети каждый раз придумают новую игру с паучком.

Источник: https://GotovlusKShkole.ru/igry/igry-dlya-sensornogo-razvitiya-detej-2-3-let

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.