За что родители заслуживают неуважение?

Содержание

Зачем уважать детей? | Милосердие.ru

За что родители заслуживают неуважение?

Порка в английской школе. Старинная гравюра.

Мое поколение не раз в детстве слышало от учителей: вы еще ничего такого не сделали, чтобы вас уважать; уважать можно только тех, кто чего-то добился, уважение надо заработать. А мы настаивали: нет, у нас тоже есть достоинство, мы имеем право на уважение, право на собственное мнение… Малы еще – свое мнение иметь, отвечали учителя. Так можно ли уважать детей? За что?

Место в иерархии: экскурс в историю

Вопрос непраздный: по сути, решение его зависит от мировоззрения. Есть ли у ребенка достоинство? Можно ли его уважать? Здесь сталкиваются две мировоззренческих системы: иерархическая и эгалитарная. В иерархической системе уважения заслуживают те, кто обладает каким-то особым статусом. В эгалитарной – все равны в достоинстве, потому что все — люди.

В школе мы все проходили «Горе от ума», где  наглядно сталкиваются «век нынешний и век минувший».

С одной стороны — иерархический мир Фамусова, где к вершине социальной пирамиды карабкаются по родственным и дружеским связям, где ради социального статуса жертвуют человеческим достоинством (надо ли напоминать фамусовский монолог про Максима Петровича?). С другой стороны – эгалитарный мир Чацкого, где люди ценятся не по чинам и званиям, а человеческое достоинство выше любых возможных выгод.

Во времена Чацкого опасным вольнодумством было говорить о равенстве всех людей и предполагать, что человеческое достоинство есть у низших классов.

Идея равенства в человеческом достоинстве победила только к 60-м годам XIX века, когда в двух огромных странах, России и США, было отменено рабство.

В России еще почти полвека ушло на отмену телесных наказаний для взрослых – их постепенно отменяли для разных категорий населения, но окончательно телесные наказания и для взрослых, и для детей в школах запретили только после  революции 1917 года.

Во второй половине XIX века встает и женский вопрос: имеет ли женщина право на самостоятельность, на уважение, на труд, на образование? Может ли она иметь избирательные права?

Человек ли крестьянин? – Восемнадцатый век отвечает: да. Человек ли раб? – Девятнадцатый век отвечает: да. Человек ли женщина? – Двадцатый век отвечает: да.

До детей дело все как-то не доходило. Человек ли ребенок? Дети – собственность родителей. Дети еще ничего не понимают. Дети не равны взрослым. Детей можно наказывать телесно для их же собственного блага – иначе не поймут.

Мир вообще начал догадываться, что дети тоже люди, только в девятнадцатом веке. И только в двадцатом – открыл детство; только в двадцатом веке стало понятно, что взгляд на детей как на чистый лист, пустую болванку, из которой воспитанием можно сделать взрослого, написав на ней что угодно, совершенно неверен; только двадцатый век обнаружил своеобразие и богатство детского внутреннего мира.

Но битва за достоинство еще не закончилась. В последнее время общество яростно выясняет: а вот те, кто страдает от рождения тяжелыми психическими заболеваниями –  а они люди? Они – достойны уважения?

Копаемся в словарях: экскурс в семантику

Да как же так? Уважение же надо еще заработать? Ну понятное дело школьник – он может заработать уважение помощью по дому, отличной учебой и успехами в спорте. А дошкольник? А трехлетка?

Вот здесь нас подстерегает любопытная лингвистическая ловушка. А что это такое – уважение? От рождения ли мы его заслуживаем или его надо заработать? Достоинство – врожденное или его надо приобретать?

Словарь Даля определяет «достоинство» как «отличное качество или превосходство; сан, звание, чин, значенье и пр.», а «уважение» как «почтительное отношение, основанное на признании чьих-н. достоинств».

Здесь и речи нет о том человеческом достоинстве, которое можно уважать, а можно оскорбить или уронить. У Ушакова (1935-1940) – то же самое. В словаре Ожегова (шесть изданий с 1949 по 1960 гг.

) «достоинство» — это прежде всего «положительное качество», а потом «совокупность высоких моральных качеств, а также уважение этих качеств в самом себе».

Чем ближе к нашему времени словарь – тем яснее в нем проступает второе значение слова – не почет высоким достоинствам, а уважение человеческого достоинства. В Большом толковом словаре под редакцией Кузнецова (четыре издания с 1998 по 2010 гг.) уже четко и ясно прописано второе значение: «Считаться с кем-, чем-л., не ущемляя чьих-л. интересов, не нарушая обычаев, порядков и т.п.».

Особенно подробно говорит об уважении «Словарь этики» (1983): это «одно из важнейших требований нравственности, подразумевающее такое отношение к людям, в котором практически ….

признается достоинство личности».  «Философский словарь» Дидье Жюлиа (2000 г.

, перевод с французского») определяет уважение  как  «позицию, предписывающую не причинять вреда другому: ни физически – насилием, ни морально – суждением».

Изменения словарных статей ясно показывают: сама идея, что каждому человеку присуще достоинство и что достоинство это заслуживает уважения, сравнительно нова для нашего языка, хотя довольно прочно утвердилась в философии. Общественным сознанием она еще толком не овладела – тем более уж применительно к детям.

Между тем именно уважение к другому человеку, непричинение ему морального и физического вреда, — это и есть то самое золотое правило нравственности, которое в христианстве выражено требованиями «возлюбите ближнего, как самого себя» и «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними».

По-видимому, обществу еще только предстоит научиться различать уважение как почтение и уважение как непричинение вреда, отсутствие насилия. И если почтение детям в самом деле совершенно не нужно, почтение действительно надо заработать, – то непричинение вреда и отсутствие насилия – это залог их душевного здоровья.

Насилие: экскурс в психологию

Но тут мы упираемся в скользкую тему: а что такое насилие?

ВОЗ определяет насилие так: «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб».

Тут возникает вторая скользкая тема: а наказание детей – это насилие или нет? Во благо оно или во вред?

Сторонников физических наказаний детей в нашем обществе (и не только в нашем) традиционно много. В мире существует множество исследований, показывающих, что физические наказания ребенка наносят ему вред, в том числе приводят к отклонениям в эмоциональном развитии.

Это – тема для отдельной статьи. Физическое насилие – явное и грубое проявление неуважения к ребенку, его намеренное серьезное унижение.

Между тем не меньше вреда наносит неуважение, которое проявляется в повседневном психическом насилии (его еще называют насилием психологическим, эмоциональным или моральным).

Что же это такое? Это и есть систематическое неуважение: не только агрессивные выпады на словах, оскорбительные и унизительные, но и создание атмосферы, которая подрывает самоуважение человека.

Современные психологи выделяют несколько видов эмоционального насилия: 

  • Завышенные требования (в том числе требования постоянного внимания, немедленного выполнения указаний, требование проводить все время с конкретным человеком, постоянная критика за невыполнение этих требований);
  • Агрессия (обзывания, обвинения, угрозы, приказания, постоянная критика, непрошеные советы, постоянный контроль);
  • Хаотичность (сознательная провокация конфликтов, драматизация);
  • Отрицание (отрицание эмоциональных потребностей другого человека, преднамеренное желание сделать больно, наказать, унизить; отрицание прежних агрессивных выпадов – «я этого никогда не делал», «ты все придумываешь»; даже отрицание психической нормальности жертвы);
  • Доминирование (стремление контролировать любой поступок);
  • Эмоциональный шантаж (игра на чувствах и ценностях жертвы, чтобы добиться желаемого);
  • Обесценивание (искажение или отказ признавать реальность и ценность чувств, мыслей, стремлений жертвы);
  • Уничижение (изображение жертвы слишком слабой, слишком чувствительной, раздувающей из мухи слона; преуменьшение ее проблем и трудностей, умаление и принижение заслуг);
  • Непредсказуемость реакций (одно и то же поведение вызывает принципиально разную реакцию – от поощрения до жестокого наказания);
  • Оскорбления (ругань, обзывательства, крик, угрозы, сарказм, унижение, высмеивание перед другими).

Значит ли это, что закричать на ребенка – это насилие? Психическое насилие, в отличие от физического, – это система. Физическое насилие может быть однократным – так один удар топора оставляет на молодом деревце зарубку.

Один порыв ветра не сделает деревцу ничего, но под сильным и постоянным ветром оно вырастает согнутым и кривым.

Но и однократное публичное унижение может стать тяжелой психической травмой и привести к куда худшим последствиям, чем несколько дежурных шлепков.

Человек, вырастающий в обстановке эмоционального насилия, и во взрослом возрасте оказывается обременен множеством психологических проблем.

Ему труднее создавать отношения с людьми, основанные на взаимном уважении: он снова и снова воспроизводит в отношениях модели эмоционального насилия – ревность, доминирование, шантаж, контроль… Такие люди и себя не умеют уважать, склонны во всем себя винить, стыдиться себя, они и в отношениях с самими собой придерживаются того же насилия: я ничего не могу, ничего не умею, я ни на что не гожусь, лучше бы меня вообще не было.

Разумеется, у таких людей чаще возникает депрессия.

Некоторые исследования  связывают психическое насилие с синдромом хронической усталости, повышенной тревожностью, ангедонией (неспособностью радоваться, получать удовольствие) и снижением способности верно оценивать вероятность награды (а отсюда – неуверенность в себе, пессимистическая оценка дальнейших перспектив). Некоторые изменения указывают на изменения в размерах мозга и некоторых его структур у переживших психическое насилие.

В попу ему дуть? – экскурс в педагогику

Удивительным образом всякий разговор о вреде насилия с родителями, не стесняющимися рукоприкладства и эмоционального насилия, упирается в один и тот же тупик: «так что же – прикажете в попу ему теперь дуть?»

Ясное дело: между насилием и вседозволенностью – большой диапазон разнообразных мер родительского реагирования. Беда в том, что люди, выросшие в обстановке насилия, с трудом представляют себе другой способ взаимодействия с детьми – основанный на уважении их достоинства.

Мы все в той или иной мере покалечены психическим насилием: общество пропитано им сверху донизу настолько, что оно почти не замечается.

Если даже родители оказались интуитивно психологически грамотными – то в школе мало у кого обошлось без оскорблений, вербальной агрессии, публичного унижения, далее по списку… И во всякой трудной ситуации – долгого ли ожидания, тяжелой дороги, детских ли капризов, когда не до этого – из родителей на автомате вылетают шлепки, подзатыльники, удары по губам, оскорбления… «Тебе не больно, не выдумывай», «я кому сказала – встал, пошел!», «ты хочешь в могилу меня загнать?», «выискался тут!», «чтоооо? Чтоооо ты сейчас сказал, повтори?»

Что может быть вместо этого? Вместо этого – уважение. Обращаться с ребенком так, как хотел бы, чтобы обращались с тобой. Говорить о чувствах, а не бранить. Авторитет, а не доминирование. Договариваться,  а не бороться за власть.

Искать компромиссы, а не объявлять бойкот. Предъявлять разумные требования, а не требовать всего и сразу. Давать постоянную, частую, адекватную обратную связь – это помогает обходиться без наказаний. Разговаривать с ребенком, а не командовать.

Считаться друг с другом – а не контролировать друг друга.

Уважение помогает даже в тех запущенных случаях, когда, кажется, любовь совсем ушла, а может, ее и не было никогда; когда неуважение и привычка к эмоциональному насилию с обеих сторон загнали любовь куда-то в глубину и, кажется, превратили ее в нескончаемую боль. Даже в этих случаях спокойное уважительное добрососедство безопаснее и милосерднее пожирающей любви-ненависти, любви-раздражения, любви-отчаяния.

И никогда не поздно начать.

Источник: https://www.miloserdie.ru/article/za-chto-uvazhat-detej/

Почему дети не уважают родителей? Почему родители ненавидят своих взрослых детей

За что родители заслуживают неуважение?

Ребенок не может начать специально не уважать родителей. Пренебрежительное и обесценивающее отношение к старшим рождается и формируется постепенно и, прежде чем мать или отец почувствуют, что их мнение для ребенка ничего не значит, личность не особо интересна, должны имеет место события или ситуации, которые приведут к потере уважения и авторитета.

Изначально родители для ребенка — самые главные люди в жизни. Он смотрит в их глаза, находится у них на руках, опирается на родительскую поддержку, когда учится сидеть, стоять ходить. Взрослея, дети учатся пользоваться ложкой, играть в игрушки, одеваться и раздеваться, узнают о свойствах и качествах предметов и все это благодаря родителям — если бы их не было рядом, они бы просто погибли.

По этим причинам уважение и доверие к матери и отцу формируются вместе с ростом и развитием ребенка, и если родители, спустя определенное количество времени понимают, что дети совсем не уважают их, стоит задуматься — какое поведение, события или ситуации к этому привели?

Причины невоспитанности детей

Отсутствие воспитания влечет за собой неуважительное отношение к окружающим людям и родителям в том числе.

Дети во многих случаях являются «отражением» своей семьи и общения в ней матери и отца — они разговаривают так, как их научили, ведут себя так, как им показали, реакции, поведение и отношение к окружающим людям и событиям ребенок также во многом перенимает из семьи.

Поэтому, если ребенка не воспитывать — не говорить ему о важности границ другого человека, необходимости терпения и помощи слабым, младшим или пожилым — то он никогда не узнает о том, что существует такое понятие как уважение к другим, членам своей семьи, не научится чувствовать и проявлять его.

Иногда дети не могут уважать родителей за то, что те не соответствуют их представлениям о правильной и достойной семье, личности, которая этого заслуживает.

Например, если родитель ведет антисоциальный образ жизни — сидит в тюрьме, злоупотребляет алкоголем, принимает наркотики, имеет частые проблемы с сотрудниками правопорядка.

За такого родителя ребенку может быть стыдно и он, руководствуясь своими принципами, не может заставить себя его уважать.

Взрослые могут не пользоваться уважением, если они своим поведением нанесли ребенку психологическую травму.

Так бывает, когда мать или отец бросают одну семью ради создания другой, прибегают к физическому или эмоциональному насилию в семье, проявляют грубость, унижают личность, постоянно сравнивают ребенка с другими, когда он слышит в свой адрес только нелестные слова.

Какой пример нужен ребенку?

Для того чтобы дети проявляли искреннее уважение к старшим и сохранили его на всю жизнь, перед их глазами должен быть соответствующий пример того, во-первых, за какие качества человек достоин уважения, а во-вторых — как оно может проявляться.

Бывает так, что у матери или отца проблемы с самооценкой, уверенностью и уважением к себе — они часто сомневаются в правильности своих решений, ведут себя как дети, ругают себя, жалуются на жизнь, совершают одни и те же ошибки. Тогда детям не на что опереться, чтобы сформировать уважительное отношение к родителям.

Ребенку важно видеть перед собой взрослых людей, которые твердо стоят на ногах, уважают свои решения, умеют слушать себя и делать выбор, помогают другим, знают себе цену, совершают поступки, за которые их хвалят и ценят окружающие — друзья, коллеги, родственники. Которые своими руками создали свою жизнь — счастливой, гармоничной и полноценной.

Можно ли заставить ребенка уважать себя?

Родители не могут заставить детей уважать их — силой, давлением, манипуляциями или другими способами. Если ребенка заставлять принимать чужую точку зрения через силу, то вскоре он, если не замкнется в себе, то станет обманывать, делая вид, что родители правы — лишь бы отстали.

Физическое или эмоциональное насилие способны вызвать открытый гнев или тихую ненависть со стороны детей — спустя время это может привести к тому, что они захотят как можно быстрей покинуть родительскую семью, жить своей жизнью, ошибаться, учиться, взрослеть самостоятельно, как можно реже обращаясь за советами к матери или отцу.

Невозможно сформировать уважительные отношения там, где нет близкого контакта, доверия и понимания.

Для того чтобы его создать, родителям полезно задуматься над собственной жизнью — как они ведут себя, что делали или делают такого, за что следовало бы относиться к ним с уважением?

10. Не ждите от детей идеального поведения

Не стоит ждать от наших детей идеального поведения? потому что мы никогда его не получим.

Наши ожидания всегда приведут к раздражению, к обиде и к неудовольствию. У детей в жизни точно так же, как и у взрослых, будут свои этапы, свои кризисные периоды: 3, 7-8, 14 лет, когда как бы мы себя не вели, они в какой-то период будут говорить все время «Нет», они будут огрызаться.

Все, что нам нужно делать в этот момент, это любить их потому, что когда человек хороший, его очень легко любить. Особенно мы нуждаемся в любви именно тогда, когда мы совершаем не самые хорошие поступки.

Я уверена, что в жизни каждого взрослого человека, если мы ошибаемся, будет хоть один человек, который будет всегда в нас верить и говорить, что «Да, ты не прав. Но я знаю, что ты – другой. Ты на самом деле хороший, и мы справимся со всеми трудностями!»

Поэтому я желаю вам, чтобы вы стали для своих детей именно такими людьми, и тогда они всегда будут вас уважать, не просто слушать, но слышать и с удовольствием выполнять ваши просьбы и пожелания.

Читаем также:

  • 5 проблем послушных детей
  • Удобный ребенок. Всегда ли послушание – это хорошо?
  • Послушный ребенок: всегда ли это хорошо
  • Что делать, если ребёнок вас не слушается?
  • Как перевоспитать избалованного ребенка (как понять что ребенок избалован: признаки и причины)
  • Детский каприз или эгоизм: чем одно отличается от другого?

Характерные проявления

То, что ребенок не уважает отца или мать может проявляться различными особенностями поведения:

  • отказывается выполнять работу по дому;
  • умышленно все пачкает;
  • ворует деньги;
  • приглашает друзей в дом и даже закатывает вечеринки, когда нет никого из взрослых;
  • использует ненормативную лексику при общении с родителями, оскорбляет их;
  • берет без разрешения косметику и одежду родителей;
  • вымогает деньги;
  • бездельничает, не хочет ничего делать;
  • не ухаживает за домашним питомцем, если такой имеется;
  • вмешивается в личную жизнь отца и матери.

Если Вам знакомы подобные проявления, то необходимо понять, что определенная доля вины лежит и на Ваших плечах.

Уважение к родителям

Родители должны быть авторитетами для своих детей, они должны быть теми людьми, на которых нужно равняться и у которых можно многому научиться. Дети, конечно, должны уважать и любить своих родителей, но только в том случае, если они этого заслуживают.

Если, например, родители — алкаши, то за что их любить и уважать? Дети могут относиться к родителям по-разному, это во многом зависит от самих родителей. Но дети ничего родителям не должны. Все что дети делают для родителей — это их добрая воля, которую они проявляют в соответствии со своим воспитанием.

Нужно воспитывать своих детей так чтоб они были Людьми!Умеющие сочувствовать и уважать,подавать руку помощи другим,а не циничными эгоистами.Ведь от вашего воспитания зависит ваша старость!Любите своих детей.

Жить отдельно или с родителями?

Некоторые христиане видят указание на то, что молодой семье надо жить отдельно от родителей, уже в словах из Библии:

Посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью

Но эти строки имеют более глубокий смысл. В первую очередь новобрачные должны осознавать, что они создали семью и теперь отвечают не только за себя, но и друг за друга.

 Конечно, идеальным условием для их общего возрастания есть отдельное от родителей пребывание и самостоятельное обеспечение семьи. Тогда намного легче избежать бытовых проблем и поддерживать хорошие отношения с родителями.

Отцы и матери также должны помогать своим детям, но не мешать.

Их сын должен брать на себя ответственность, как глава семьи, а дочь помогать своему мужу. В первую очередь они должны решать сами, планировать, духовно развиваться. Конечно, родители с их опытом могут поддержать их мудрым примером или советом. Но самое главное они уже успели дать — это жизнь и воспитание.

О том, что супругам лучше жить отдельно, свидетельствуют и примеры многодетных семей. Дети вырастают, создают собственные семьи, обзаводятся жильем. Родители всегда рады их видеть в гостях. Но очень тяжело тому, кто создал собственную семью, но продолжает жить с отцом и матерью.

Обычно они чувствуют давление любящих родителей. Отец и мать продолжают относиться к ним, как к маленьким. А соответственно, не дают сыну почувствовать себя главой семьи и взять полную ответственность, дочь также остается ущемленной. Она делает не так, как решит вместе с мужем, а как скажет мама.

Многие возразят: но не оставлять же родителей одних? А если это старость, болезни? Конечно, к отцам и матерям необходимо всегда относиться с внимательностью и заботой, быть благодарными, почаще навещать и помогать. Этому учит нас пятая заповедь.

Но она отнюдь не толкает человека на грех — постоянные ссоры с родителями, обиды, непонимание. Если жизнь под одной крышей приносит вред отношениям, то лучше поселиться отдельно. Но если родителям будет тяжело, они будут нуждаться в помощи, то дети должны оказаться рядом, поддержать, помочь.

Если у отца и матери все хорошо, дети их регулярно навещают, но имеют собственное жилье, то надо ли жить под одной крышей? Если «отношения на расстоянии» (но не холодные, а с любовью и заботой) — это «меньшее зло», то лучше выбрать его.

Кто виноват?

В появлении застарелых обид у детей обычно виноваты родители, поскольку обиды эти начинают расти еще в раннем детстве из-за неправильного, а иногда и токсичного поведения матери или отца.

Источник: https://alkomir.net/pochemu-deti-ne-uvazhayut-roditelej-pochemu-roditeli-nenavidyat-svoih-vzroslyh-detej/

Учим ребенка уважению к взрослым

За что родители заслуживают неуважение?

Ребенок, который не уважает взрослых – это очень относительная проблема, потому что представления об уважении у всех разные.

Если чей-то сын или дочь, например, отвечает грубостью практически на любую просьбу и попытку поговорить – то, наверное, это действительно неуважение.

Если же речь идет, к примеру, о сбегании подростка на прогулку с друзьями вместо поездки на выкапывание картошки – то это, скорее, разумное желание чувствовать и удовлетворять свои потребности, а не чьи-то чужие, не имеющие к ребенку отношения как такового.

В этой статье мы попробуем разобраться, как понять, действительно ли ребенок не уважает взрослых, или взрослые просто не получают от него той беспрекословности, покорности и бесхребетности, которая была бы для них удобна и, возможно, тешила бы их самолюбие. И попытаемся выяснить, что делать, если здорового уважения к старшему поколению в ребенке и в самом деле не хватает.

Ребенок как будущий взрослый

В вопросах, касающихся субординации, уважения и самоуважения, родителям всегда важно помнить, что их сын или дочь – такой же полноценный человек, как и они сами.

Конечно, в детском возрасте, особенно в раннем, это еще довольно несмышленый человек, который не смог бы «выжить» без помощи взрослых.

Слово «выжить» мы взяли в кавычки, потому что тут имеется в виду не только банальное физическое выживание, но и приобретение необходимых знаний, навыков и умений, гармоничное развитие, социализация – словом, все то, что постепенно подготавливает ребенка к взрослой жизни.

Эта подготовка идет постоянно: сначала малыш играет в парикмахера, врача, продавца, в «дочки-матери» и тому подобное, а родители кажутся ему главным авторитетом.

Потом он начинает учиться и, что самое важное, учится учиться, и на пьедестал силы и всезнания возводит уже своих преподавателей.

А затем он осваивает, возможно, самые важные умения – пробует разные стили общения со сверстниками, пытается поставить себя в коллективе, начинает проявлять интерес к противоположному полу, и его главными авторитетами становятся уже друзья, приятели, одноклассники.

Все это – естественный ход нормального психологического развития, и если он нарушается (например, если подросток по-прежнему во всем слушается родителей и не решается высказать свою точку зрения), то по выходу во взрослую жизнь у ребенка начинаются проблемы. С общением, с принятием решений, с отстаиванием своих границ, с осознанием и реализацией своих желаний, и так далее.

Из вышеизложенного вытекают следующие важные выводы:

  1. Нельзя воспринимать ребенка, как своего подчиненного. Он находится в зависимом от родителей положении временно, да и то не по своей воле – в конце концов, это именно мама и папа захотели, чтобы он появился на свет, а родиться сразу независимым взрослым, увы, невозможно. Как только сын или дочь минуют все стадии детства и отрочества, они становятся такими же взрослыми людьми, как и их родители, не хуже и не лучше.
  1. Уважение к личности может быть только двусторонним. Если вы хотите научить ребенка уважать взрослых, то вы должны обратить внимание на то, достаточно ли вы уважаете его сами. Прислушиваетесь ли к его словам, страхам, сомнениям, учитываете ли его мнение при принятии решений, которые непосредственно на него влияют, уделяете ли ему достаточно времени и внимания в принципе. Чувствует ли ваш сын или дочь, что с мыслями, теснящимися в его/ее голове, можно прийти к вам, и вы выслушаете, услышите и поймете? Если при попытках выразить себя, дать своей индивидуальности проявиться ребенок натыкается лишь на метафорическую стену (или, что еще хуже, на обесценивание и высмеивание), то неуважение ко взрослым может быть даже ответной реакцией из-за злости и обиды.
  1. Уважение через страх – всегда плохая идея. Да, вы действительно можете научить ребенка ходить перед вами на цыпочках и приносить вам в зубах тапочки, причем даже в подростковом возрасте. Манипуляции, психологическое насилие – все это может быть до определенной степени эффективно. Можно отбирать у ребенка компьютер, можно запрещать ему видеться с друзьями, угрожать отменой долгожданной поездки или отказом в оплате любимого кружка, и заставить его делать то, что вы считаете правильным и полезным. Но то, что вы получите в ответ, будет сложно назвать уважением – скорее, необходимостью, с которой ребенок будет мириться, скрипя зубами. А во взрослой жизни он столкнется с ворохом проблем, связанных с таким отношением в детстве, да и рассчитывать на теплые доверительные отношения между ним и родителями после «вылета из гнезда» не придется. Вряд ли это то, чего вы действительно хотите для себя и своего ребенка.

Научить уважению к взрослым – только на собственном примере

Мы надеемся, что вы сделаете выбор в сторону условно «правильного» уважения, которое не только улучшит ваши собственные отношения с ребенком, но и облегчит ему нахождение в социуме во взрослой жизни. Но для того, чтобы научить сына или дочь этому самому уважению, вам придется внимательно следить и за собственным поведением. Основные советы здесь следующие.

Демонстрируйте соблюдение общепринятых правил

Уступайте места в транспорте пожилым людям, заботьтесь о родных бабушках и дедушках, с пониманием относитесь к их «причудам». При этом объясняйте малышу, что, например, бабушка уже старенькая, и ей сложно делать что-то самой, поэтому дети и внуки должны ей помогать.

При этом очень желательно, чтобы общение со старшим поколением в вашей семейной жизни действительно присутствовало.

Если из-за каких-то разногласий вы принципиально оборвете все контакты с этой частью родни, то научить ребенка уважению к старшим будет несколько сложнее, потому что перед его глазами окажется не самый лучший пример.

Понятно, что бывают такие отношения, которые невозможно терпеть и не получается изменить, но все же подумайте дважды, прежде чем ставить в них окончательную точку.

Обучайте ребенка эмпатии

Это очень важно не только в контексте того, чтобы научить ребенка уважать взрослых. Начинать можно даже с простейших сказок, которые вы читаете малышу, рассматривая с ним разноцветные картинки.

Объясняйте ему, что плачущая лисичка грустит, потому что ее обидели, прыгающий и улыбающийся зайчик радуется, что встретился с друзьями, и так далее (в зависимости от картинок и содержания сказки).

По мере взросления можно уже обсуждать эмоции реальных людей в реальных ситуациях, и свои эмоциональные отклики на какие-либо события. Не понимая всего этого, «не чувствуя» других людей, ребенок может проявлять неуважение, сам того не замечая.

Демонстрируйте пример уважительного отношения не только к старшим

Уважение к людям в принципе – это комплексное качество, которое не сводится к чему-то одному. Если вы будете при ребенке хорошо относиться к бабушкам и дедушкам, но при этом, например, хамить обслуживающему персоналу, то это окажется малоэффективно.

Вообще не так важно научить ребенка уважать взрослых, сколько важно научить его в принципе с уважением относиться к личности другого человека, даже если это дворник, уборщица или одноклассник из нуждающейся семьи.

Показывайте и объясняйте малышу, что никто не лучше и не хуже других – просто все разные, но все заслуживают уважительного отношения.

Обращайтесь к незнакомым людям на «вы», не перебивайте собеседников (и вежливо просите не перебивать вас, если кто-то это сделал), здоровайтесь со знакомыми, не забывайте о словах «спасибо» и «пожалуйста».

Будьте логичны и последовательны

Наверное, вы не раз видели картину, когда родители, которым не удается уговорить ребенка пойти туда, куда надо, говорят: «Все, я ухожу, а ты тогда оставайся здесь, пока-пока».

А потом медленно пытаются отойти, постоянно оборачиваясь, или возвращаются – словом, само собой, никуда не уходят и не оставляют ребенка на произвол судьбы посреди улицы. В результате малыш понимает, что словам родителей, даже сказанным серьезным тоном, особо верить не стоит – вполне возможно, что они все равно поступят иначе.

И он начинает «тестировать» маму и папу, не слушаться, наблюдая за последствиями своего поведения, а сами взрослые сетуют, что ребенок их не уважает.

Поэтому следите за тем, что говорите и делаете. Чтобы научить детей уважению, очень важно, чтобы их собственные родители были людьми слова.

Не давайте обещаний и не придумывайте наказаний, которые не собираетесь выполнять. А если сказали, что за такой-то проступок ребенок будет наказан таким-то образом – делайте это.

Такой подход потребует от вас большего внимания к своим словам и поступкам, но он того стоит.

Делайте «хорошие дела» вместе с ребенком

Это особенно подходит для маленьких детей, которые очень любят делать что-то «взрослое» с родителями. Например, испеките вместе кекс для одинокой бабушки-соседки. Или купите цветов и сходите на парад 9 мая, поздравьте ветеранов.

Если речь идет о чем-то простом, то вы можете просто натолкнуть ребенка на нужную мысль: например, попросить его отнести дедушке чашку чая или ненавязчиво узнать, не хочет ли он позвонить бабушке, поболтать с ней и заодно справиться о ее самочувствии.

Откажитесь от гиперопеки

Достаточно часто необходимость научить ребенка уважению ко взрослым возникает в тех семьях, где с него буквально сдувают каждую пылинку, исполняют все его прихоти. В результате у него возникает представление о себе, как о центре мира, о самом важном и ценном человеке, из-за чего и формируется неуважительное отношение ко всем остальным.

Дети – это, конечно, цветы жизни. Но, как уже было сказано, они будущие взрослые, не хуже и не лучше других. Поэтому уважайте не только их, но и себя. Грубо говоря, если у вас есть буханка хлеба – разделите ее на равные части, и отдайте ребенку лишь одну из них.

Не соглашайтесь третий год ходить в той же куртке, лишь бы купить сыну/дочери более модную обновку. Не оказывайтесь от долгожданного отдыха потому, что ребенку лень самому делать домашнее задание.

Словом, ищите баланс между заботой, вниманием и самоуважением, собственными интересами и занятиями.

И, конечно же, любите своего ребенка и не стесняйтесь говорить ему о своих чувствах, показывать их – даже если вам кажется, что ему это не нужно.

Похожие посты

Источник: https://mamsy.ru/blog/uchim-rebenka-uvazheniyu-k-vzroslym/

Принцип уважения взрослого человека к своим родителям = благо внутри + долгая жизнь среди людей

За что родители заслуживают неуважение?

 Заметь, какое удивительное основание для добродетели полагает апостол и справедливо в почитании и уважении родителей! Запретив худые поступки и намереваясь приступить о добрых делах, он заповедует, прежде всего, почтение к родителям, так как они для нас после Бога главные виновники жизни; поэтому справедливо они же первые имеют право вкусить от нас добрых [плодов], а потом и прочие люди. Если же кто непочтителен к родителям, тот будет ли когда-нибудь таковым в отношении к сторонним лицам?

Святитель Иоанн Златоуст.

Если мы подумаем, что сделали для нас наши родители, то будем поражены неизмеримостью нашего долга перед ними.

Святитель Амвросий Медиоланский (IV век).

Мы серьезно повздорили.

– Выйди, пожалуйста, попрощаемся.

– В этот раз нет.

– Прощай, – крикнула мама из соседней комнаты.

И в этот раз я ехал в поезде и думал, что, несмотря на формальную правоту, был неправ.

Именно в этот раз Господь особенно меня учил. О родителях, о почтении.  И с того времени все изменилось, я принял серьезное решение…

Но обо всем по порядку…

Эту статью я готовил, думаю, больше многих других. Многие годы я обдумывал этот принцип, и сегодня хочу поделиться тем, что мне открылось.

Божья заповедь – почитание безусловное

Почтение к родителям – это заповедь. Безусловная.

Но что делать, когда родители – не идеальные? Особенно, если родители допустили большое зло в жизни ребенка.

В моём случае всё не так страшно. Мои родители – хорошие и добрые люди, которые много добра сделали для меня.

И знаете, что я заметил за собой и за другими? Мы почитаем родителей, но с условиями.

Вроде как уважение есть, но если родители не сделали что-то так, как мы привыкли, просили, – мы перестаем их почитать. Или начинаем ссориться, обсуждать.

Особенно это касается тех, у кого было трудное детство, и родители с явными недостатками.

Тогда наша природа вообще кричит: “За что их почитать?!”

Что неправильно было со мной

Мы привыкаем получать от родителей. Но наступает момент, когда все меняется. Нужно начать отдавать не меньше их, а лучше больше.

У меня была длинная ночь чтоб подумать. Очень длинная. В одном купе со мной ехал ребенок, который около 2 часов ночи решил начать рассказывать что-то маме. Так что ночь была бессонной.

Ребенок снаружи говорил. Ребенок внутри меня тоже говорил.

И я тогда принял решение, что никогда больше не позволю себе непочтение к родителям.

Да, мой отец неидеален. И мама тоже.

Да, они развелись, когда я был подростком. И это было непростым испытанием для меня.

Но чем старше мы становимся, тем более взрослею я. И тем добрее и проще становятся родители.

Я принял серьезное решение: звонить, писать, уделять много времени родителям.

Почтение к Богу начинается с почтения к родителям

Я понял, почему Бог дал такую заповедь нам.

Потому что наш опыт ребёнка не всегда является правильным. Мы вырабатываем образ мышления, образ восприятия мира. И наша модель поведения начинается из детства.

И, к сожалению, очень часто эта модель поведения далека от совершества. Особенно, если родители издевались над нами, били или унижали.

Но Бог – добрый и благой Бог. И Он хочет, чтобы мы переживали Его любовь и доброту. А без веры в это мы никак не можем принять Его.

Именно потому опыт, практический опыт уважения и почтения к родителям настолько важен.

Более того, …

Страх Божий без почтения к родителям и старшим – фарс

Если вы по-настоящему хотите почитать Бога, – вам нужно научиться почитать родителей.

Как у евреев

«Проклят злословящий отца своего и мать свою!» Даже если родители ведут себя неадекватно, неумно, непристойно, те сын или дочь, которые их обидят или будут позорить, даже намёком, — прокляты Всевышним.

Если отцу или матери необходимо пройти какую-либо медицинскую процедуру, сопряжённую с болью, включающую уколы, разрезы, или даже если просто необходимо вынуть занозу, это должен сделать посторонний человек, а не сын или дочь.

Даже с целью лечения отца или матери запрещено нанести им физическую травму.

Когда нет возможности, чтобы это сделали посторонние люди — это очень дорого, или сын или дочь могут это сделать намного качественнее, чем кто-либо другой, — разрешено сыну или дочери лечить родителей, всячески остерегаясь причинить им напрасные раны и физические повреждения.

Служение Творцу и почитание родителей так тесно связаны, что на родителей ложится чрезвычайная ответственность. Если ребенок вырастает, считая, что родители несправедливы к нему и им нельзя доверять, в трудных ситуациях ребенок может вынести похожее суждение о Всевышнем.

А это — великая трагедия. Потому что Творец — честный, справедливый, добрый и любящий. Всевышний дает нам полную испытаний жизнь не просто так, не потому, что желает нам плохого, а потому, что Он хочет, чтобы мы выстояли во всех испытаниях, сумели противостоять искушениям, чтобы мы добились успеха и знали, что способны на это.

Как конкретно почитать родителей. Конкретные дела

Почитать родителей можно и нужно по-разному.

Лучше всего делать это так, как понятно им:

– через языки любви

– через помощь

– подарки

– время, проведенное вместе.

Но есть и более простые способы:

– звонить каждый день и искренне интересоваться делами их.

– помогать удаленно их бизнесу (например, вести страничку в соцсетях)

– купить мелочь, которая покажет заботу (мой папа любит крупную соленую рыбку, так что я подарил ему огромную)

В моем случае, я приехал в родной город. Заранее созвонился с отцом, чтобы он подготовил какой-то фронт работ, и мы смогли вместе его выполнить.

Мы успели перелить вино, которое он приготовил. А еще подготовили держак для фонаря, который будет освещать дорогу в одном из самых темных мест на улице. Чтобы приготовить держак, нужно было залезть на высоту 4-х метров, пробить дыры в стене.

И если раньше для меня такая помощь отцу была нудной обязанностью, то теперь это для меня просто радость. Такая возможность работать вместе с папой есть уже не у всех. Да и это самая лучшая возможность почтить отца.

И наши отношения из средних стали просто превосходными. Это стало огромной радостью для меня и для родителей.

Мой пример не лучший. Но даже на этом примере можно увидеть, что Господь задумал для детей и родителей.

Это заповедь. Нет вариантов не делать

Что получают те, кто почитает родителей?

Две простые, но очень важные вещи.

Я их пережил в своей жизни.

ТО есть в душе, внутри тебе очень хорошо.

Длинную и счастливую жизнь.

Это же прекрасно.

5 ОСНОВНЫХ ПРИЧИН БЛАГОДАРНОСТИ РОДИТЕЛЯМ:
1. Все папы и мамы ждут благодарности от своих детей. Даже если они не вкладывали много сил и энергии в воспитания (бывают такие случаи), они дали нам жизнь. И за это уже им спасибо! А если они еще и жертвовали своими интересами и всю основными потребностями ради одного человечка… то тогда благодарить надо точно!

  1. Закон сеяния и жатвы. Помним самое главное правило жизни. Как мы относимся к своим родителям, так и наши дети будут относиться к нам.
  2. Благодарность и простое слово «спасибо» дает возможность жить дольше. Это приравнивают к чуду, но факт – те дети, которые уважают своих родителей, живут намного дольше своих сверстников. Интересно, почему?
  3. Отношения между мужем и женой, как не парадоксально, будут также намного лучше, если у них присутствует уважение к своим родителям. Хорошие отношения с родителями и уважение к ним приносит мир и достаток в семью.
  4. У вас внутри появляется целостность и неподдельная радость. Когда у вас мир с родителями, с женой, с детьми – у вас мир с самим собой. Это дает уверенность в завтрашнем дне и силу влияния на будущее поколений.

3 года: моя мама самая лучшая.

7 лет: мама, я тебя обожаю.

10 лет: мама, я тебя люблю.
otez-i-sun

15 лет: мама, не ори.

18 лет: хочу уйти из этого дома.

35 лет: хочу вернуться к маме.

50 лет: я не хочу потерять тебя, мама.

70 лет: сколько бы я отдал, чтобы снова увидеть тебя, МАМА

Влияние почтения к родителям на собственную семью

Я заметил еще одну закономерность.

Отношение мужа к матери – это его отношение к жене.

Отношение жены к отцу – это её отношение к мужу.

И потому так важно, чтобы уважение вырабатывалось с детства. Но при этом, если собственные родители не показывали пример уважения к их родителям – парадоксально, но эта же привычка вырабатывается и у нас, детей.

Но винить кого-то в своих недостатках – это незрелость.

Брать на себя ответственность за них – это зрелость.

Есть почтение в семье – род будет большой и уважающий друг друга.

Примеры тех, кто подтверждает принцип – короткой и несчастной жизни

Курт Кобейн, известный музыкант, солист группы “Nirvana”

Курт Кобейн в 7 классе.

Его родители развелись, когда ему было 14. Сначала он жил с матерью, но через некоторое время не сошелся с отчимом.

Позже он переехал к отцу. Прошло время, и Курт не ужился с мачехой. Тогда он начал жить у друзей, а когда не удавалось даже ночевал под мостом в родном городе Абердин, штат Вашингтон.

Вот его слова:

«Я стыдился своих родителей. Я не мог нормально общаться с одноклассниками, потому что мне ужасно хотелось иметь типичную семью: мать, отец. Я хотел этой уверенности, и из-за этого я несколько лет злился на родителей».

У него не складывались отношения с родителями.

Он прожил всего 27 лет и покончил с собой в собственном доме после безуспешных попыток избавиться от наркотиков.

Я не говорю, что это было основной причиной ранней смерти. Но вся жизнь Курта Кобейна показывает, что внутри он испытывал немалый дискомфорт и проблемы. Что ведет к мучениям.

Я уважаю его, как исполнителя. Но его жизнь, еще одна демонстрация этого принципа.

Нет почтения внутри – нет счастья и долголетия.

Есть почтение внутри – есть.

Я хорошо понимаю его, потому что сам переживал ужасное неприятие себя, отвергая и не почитая собственных родителей.

Курт Кобейн в начале музыкальной карьеры и славы.

Примеры тех, кто почитает родителей и живёт долго и с миром внутри

  1. Рик Реннер и Деннис Реннер.

Почтение к своим родителям – рождает почтение в собственных детях.

Об этом хорошо они говорят в видео, посвященном именно почтению к родителям.

  1. Кеннет Коупленд и Глория КоуплендНасколько я знаю, они как служители почитали родителей много лет.

    И сегодня – это цветущий сад, служители, которые являют Бога более 50 лет своей жизни. И, кажется им уже за 75 лет, а они выглядят как юные и свежие.

Бог призывает нас почитать отца и мать. Он настолько высоко оценивает важность почитания родителей, что включил это в Десять Заповедей (Исход 20:12) и напоминает далее в Новом Завете: «Дети, повинуйтесь родителям ради Господа, ведь это ваш долг.

Чти отца своего и мать — вот первая заповедь, за которой следует обещание: тогда будет тебе хорошо, и проживешь долгую жизнь на земле» (Эфесянам 6:1–3; тут и далее использован современный перевод Российского Библейского Общества).

Почтение родителей является единственной заповедью в Священном Писании, которая гарантирует долгую жизнь в награду. Дети, почитающие своих родителей благословенны (Иеремии 35:18–19).

Напротив, люди с «испорченным умом» и проявляющие порочность в последние дни, охарактеризованы непослушными родителям (Римлянам 1:30; 2 Тимофею 3:2).

Почитать отца и мать – значит быть уважительными в словах и действиях, а также отдавать должное их положению. Греческое слово, обозначающее почтение, значит «превозносить, ценить и дорожить». Почёт заключается в уважении не только за заслуги, но и за статус.

Например, некоторые наши сограждане могут не соглашаться с решениями Президента, но они должны уважать его статус руководителя страны.

Точно так же дети всех возрастов должны почитать своих родителей, вне зависимости от того, «заслуживают» ли их родители этого, или нет.

Злоба на мать возникает в душе от нечистоты сердечной, от недостатка святой простоты, от гордости. Потому, когда она появляется, сейчас же нужно во смирении сердца просить у Господа помилования и отнюдь не искать причины ее в том лице, к которому возгорелась ненависть.

Я хочу поблагодарить своих родителей за то, что они дали мне жизнь и старались отдавать мне все самое лучшее

Мама, спасибо тебе за то, что настолько жертвуя собой любишь меня и всех нас.

Папа, спасибо, что ты старался научить меня всем мужским делам.

Слово Ободрения

Сейте в своих родителей сейчас. Чтобы не жалеть потом. И делать это стоит не единоразово. А постоянно.

И не важно, научились ли вы уважать родителей в детстве или нет. Хватит перекладывать ответственность на что-то другое, кроме вашей совести – на прошлое, плохое воспитание, отсутствие примера.

Почтение к родителям – это заповедь, которая сделает, в первую очередь, вашу жизнь лучше. Так может стоит сделать это образом жизни?

насколько я помню, говорил Бродский Родители – самые хрупкие. Потому что беззащитны к детям

Текст подготовил Владимир Багненко

© «Слово Ободрения», при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Источник: http://obodrenie.info/principles/principle-of-respect-for-an-adult-to-his-parents-benefit-inside-long-life-among-the-people/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.